МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Инженерное движение в Европе. Мировой опыт объединения инженеров в общественные организации насчитывает около 200 лет. Стремительное накопление знаний, постоянное появление новых крупных открытий и изобретений в различных отраслях науки двигали развитие инженерного сообщества вперед. Первая и Вторая промышленные революции обусловили бурный рост инженерной деятельности, увеличение количества и качества подготовки инженерных кадров, что заложило основу появления профессионального научно-инженерного сообщества и первых инженерных общественных объединений.Одно из первых национальных общественных объединений инженеров в мире было создано в Великобритании в 1818 году и называлось Институт гражданских инженеров (Institution of Civil Engineers, ICE). Сегодня членами ICE являются более 80 000 английских инженеров – практически весь цвет инженерного сообщества Великобритании. Цель своей деятельности ICE видит в развитии профессии как таковой, содействии профессиональному инженерному образованию, поддержке престижа профессии и социального статуса инженера в обществе, поддержке передовых идей и талантливых инженеров, обеспечении связей между профессиональным сообществом и государственными органами, развитии международных контактов. Создание первого общественного объединения именно в Великобритании обусловлено тем, что эта страна всегда придавала особое значение поддержке научно-инженерного сообщества, что, безусловно, способствовало развитию строительства, промышленности и изобретательского дела. Благодаря развитию инженерного дела уже в 1825 году в Великобритании была построена первая железная дорога протяженностью 61 километр между городами Стоктон и Дарлингтон. Развитие промышленности требовало большого количества кадров. Возрос спрос на инженеров, конструкторов, изобретателей, и при весомой правительственной поддержке стали массово создаваться инженерные школы и профессиональные ассоциации. Цель создания профессиональных ассоциаций заключалась в развитии интереса к инженерным профессиям. Они осуществляли самоорганизацию на принципах самоуправления и представляли интересы инженерного сообщества перед правительством, а также обращали внимание правительства на проблемы развития сообщества, обеспечивали продвижение передовых идей и выдвижение вперед лучших представителей инженерного сообщества, чтобы поддержка правительства была эффективной и адресной.
Рост квалифицированной рабочей силы, правительственная поддержка инженерного дела и образования стала базовым фактором роста числа изобретений и их практического применения. Именно поэтому Англия задала тон первому этапу промышленной революции, главными итогами которого стали изобретение паровых машин и прядильных станков, что привело к мощному промышленному рывку отраслей легкой промышленности. Бурно развивающейся промышленности требовались все новые и новые изобретения для обеспечения массового машинного производства деталей, это повлекло за собой новые изобретения, ключевым из которых стал фрезерный станок. В 1844 году вновь крупное изобретение - бетон, который через несколько лет стал применяться в строительстве городских систем канализации.
Великобритания стала первооткрывательницей такого популярного и дешевого современного транспорта, как метро. 10 января 1863 года в Лондоне открылся первый участок метро, а в Советском Союзе метрополитен начал свою работу лишь 15 мая 1935 года, когда метро уже стало широко распространяться по всему миру, как инструмент решения острых транспортных проблем, связанных с развитием территорий и перемещением людей.
Английское правительство сфокусировалось на поддержке инженерного сообщества, так как выгода от его развития была весьма очевидна. Институт гражданских инженеров Великобритании стал эффективным мостом, обеспечивающим постоянные коммуникации между правительством и инженерным сообществом. В результате этого взаимодействия появились эффективные программы поддержки наиболее одаренных инженеров, выдающихся инженерных проектов и предпринимателей-промышленников.
Все изобретения и достижения Первой промышленной революции привели ко Второй промышленной революции, период которой пришелся на конец XIX – начало XX века, но в ней главную роль сыграли уже Соединенные Штаты Америки. При этом британцы не снизили темпа развития инженерного дела и продолжили представлять миру великих изобретателей. В 1930 годы британский инженер Фрэнк Уайтлл зарегистрировал первый патент на реактивный двигатель. Британцы внесли свой вклад и в изобретение современных компьютеров, прообраз которого в 1936 году изобрел англичанин Алан Тьюринг. Наиболее продуктивно его идеи развили в США, которые впоследствии стали родиной Интернета.
Сегодня многие английские компании, деятельность которых основана на инженерных достижениях, возглавляют мировые рейтинги самых дорогих (капитализированных) компаний. Эти компании уже сосредоточили в своих руках не только значительную долю производительных сил и капитала, но и большую часть научных исследований и разработок в сфере новых материалов и технологий. Среди них – British Aerospace, занимающая 9-е место в мире по объему продаж среди авиационных и космических компаний. Она же - вторая в мире по производству летательных аппаратов. Одни из лучших двигателей в мире выпускает компания Rolls-Royce. В области черной металлургии лидирует британская стальная монополия British Steel, в области цветной металлургии глобальное лидерство держит британско-австралийская компания Rio Tinto, другой крупнейший игрок рынка цветной металлургии – это Johnson Mattney. В химической отрасли была широко известна британская Imperial Chemical Industries, однако в 2008 году она полностью вошла в состав голландской Akzo Nobel (ведущий химический концерн Нидерландов).
Английская промышленность достигла высокого уровня развития благодаря активной поддержке государства, которое много десятилетий стимулировало промышленное развитие страны и поддерживало экспансию национальных компаний на международные рынки.
Также внимание к ведущим немецким предприятиям со стороны государства и их поддержка являлись движущей силой развития инженерного дела в Германии. Важнейшим стимулом развития, науки, техники и инженерного дела в Германии стало объединение германских земель и образование Германской империи. К концу XIX – Германию опережает Францию и становится второй после Великобритании самой промышленно развитой страной Европы. Специфической чертой развития немецкой промышленности является наличие различных концернов, особенно в химической промышленности, поддерживаемых государством и активно внедряющих в производство новейшие технические и технологические разработки того времени. К началу XX века Германия имела самую развитую в мире химическую промышленность, три немецких концерна - BASF, Bayer и Hoechst – контролировали 90% мировой продукции синтетических красителей. И сейчас немецкие компании продолжают играть ведущую роль в мировой химической промышленности (помимо уже перечисленных это Henkel Group). Германия также на весь мир славится своими автомобильными концернами – Daimler, Volkswagen, BMW, E.ON и RWE – одни из крупнейших энергетических компаний, как Германии, так и мира. Ведущие позиции немецких компаний в мировой экономике и промышленном производстве на протяжении уже двух веков не случайны, все они стали возможны благодаря поддержке инженерного образования и профессионального научно-инженерного сообщества, благодаря отлаженным механизмам привлечения немецких инженеров в промышленное производство.
Самым крупным объединением инженеров в Германии на сегодняшний день является Ассоциация немецких инженеров (Association of German Engineers), которая объединяет 139 000 тысяч профессионалов. Она была образована в 1857 году в маленьком городке Алексисбаде, сейчас штаб-квартира организации находится в Дюссельдорфе. Ассоциация немецких инженеров способствует технологическому развитию страны и продвигает интересы инженеров и инженерного бизнеса в Германии. Благодаря Ассоциации немецких инженеров правительство Германии находится в курсе проблем инженерного сообщества страны, помогает их решать, а также успешно инвестирует бюджетные средства в инженерные разработки. В результате экономика Германии растет и развивается по наилучшему сценарию, страна получает огромную экспортную выручку от продажи высокотехнологичной продукции. Уровень жизни в Германии один из самых высоких в мире.
Сегодня Германия готовится к новому технологическому рывку, притягивает на свою территорию новые квалифицированные инженерные кадры и молодых талантливых инженеров. Для этого совместно с Ассоциацией немецких инженеров разработана правительственная программа, которая облегчает прибытие на территорию Германии новых кадров и их интеграцию в экономику страны.
Бурно развивалось инженерное дело и во Франции, наряду с Великобританией одной из ведущих морских и колониальных империй Европы. В след за Великобританией 4 марта 1848 года, по совместному решению инженеров Франции, было основано Центральное Общество Гражданских Инженеров (Société Centrale des Ingénieurs Civils). В последующие годы Центральное Общество Гражданских Инженеров сыграло большую роль в формировании профессиональных федераций и союзов.
Вообще, Франция всегда славилась своими военными инженерами и прекрасным оружием, однако в XIX веке Франция переориентируется на гражданское строительство, на разработках в этой области сконцентрируются французские инженеры. Однако военному делу по-прежнему уделяется высокое внимание. Франция обладает собственным ядерным арсеналом, сама изготавливает самолеты, военные корабли и подводные лодки. Французские изобретатели также прославилась открытиями, изменившими облик современного мира. В самом конце XIX века во Франции братья Люмьер изобрели киноаппараты для съемки и проекции движущихся фотографий, эти изобретения стали прообразом современного кинематографа, а Франция до сих пор является одним из лидеров в киноиндустрии.
В 1992 году, три федерации - Национальный Совет Инженеров Франции (Conseil National des Ingénieurs Français), Федерация Ассоциаций и Союзов Дипломированных Инженеров Франции (Fédération des Associations et Sociétés Françaises d'Ingénieurs Diplômés) и Союз Инженеров и Ученых Франции ISF (Société des Ingénieurs et Scientifiques de France) - объединились в Национальный Совет Инженеров и Ученых Франции. Этот Совет насчитывает 180 объединений на национальном уровне, 160 000 членов, а главную свою цель видит в поддержании имиджа и репутации профессии инженера, обеспечении связи инженерного сообщества с французским правительством.
Сейчас Франция известна своей автомобильной промышленностью, многие автомобильные гиганты Европы имеют прописку во Франции – это концерны Renault, Citroën, Peugeot. Французская нефтегазовая компания Total – четвертая по объемам добычи в мире. Ведущие роли в экономике Франции и в настоящее время продолжают играть государственные монополии – в электроэнергетике это «Électricité de France». Французские компании входят в крупнейшие европейские холдинговые структуры, в качестве примера можно привести Air France-KLM. Эти примеры наглядно нам демонстрируют, что промышленность и промышленные корпорации, в том числе и с крупным государственным участием, продолжают играть ведущую роль в экономике страны. А оставаться успешными им помогает не только правительство, но и постоянное внедрение новых технологий и разработок, чего не произошло бы, не сделай компании ставку на современные инженерные решения и научно-инженерное сообщество. Поэтому можно с уверенностью сказать, что инженерные специалисты и их разработки являются ключевым фактором развития этих высокотехнологичных отраслей французской промышленности.
Заметную роль в европейском инженерном движении сыграла и небольшая Швейцария. Один из старейших в Европе – Швейцарский союз инженеров и архитекторов (Swiss Society of Engineers and Architects, SIA), который был основан в 1837 году. На сегодняшний момент Швейцарский Союз Инженеров и Архитекторов – это ведущее профессиональное объединение специалистов в области строительства, инновационных технологий и охраны окружающей среды в Швейцарии. Имея в своем арсенале около 15 000 квалифицированных инженеров и архитекторов, Союз является высокопрофессиональной межотраслевой сетью, главная задача которой состоит в экологическом обустройстве и повышении качества жилой среды Швейцарии.
На современном этапе деятельность швейцарских инженерных обществ и объединений напрямую связана с решением социальных задач: создание благоприятной инфраструктуры, развитие всех коммунальных систем, строительство экологического жилья и развитие зеленых технологий. Швейцария – одна из тех стран, в которой социальная направленность деятельности современных инженеров выражена наиболее ярко.
Инженерные ассоциации в Северной Америке. Активное развитие инженерные ассоциации получили и на североамериканском континенте. В США в 1852 году было основано Американское Общество Инженеров (American Society of Civil Engineers, ASCE). На данный момент это старейшее национальное объединение инженеров в США, насчитывающее более 140 000 членов. В след за ASCE инженерные ассоциации стали открываться и в других американских штатах, появились более узкоспециализированные объединения инженеров. В 1888 году в США, в штате Вирджиния, было образовано Американское общество инженеров военно-морского флота. В 1894 году в Лос-Анджелесе создается Ассоциация инженеров и архитекторов (Engineers & Architects Association, EAA).
В целом США становятся основным лидером Второй промышленной революции, поэтому появление множества профессиональных инженерных ассоциаций и объединений в стране объяснимо. В 1859 году США первыми начали добывать нефть в Пенсильвании и получать керосин, а это в свою очередь предопределило зарождение автомобильной промышленности. Первый автомобиль Генри Форда был сделан в 1896 году, компания его имени основана в 1903 году, а всего через 10 лет после этого производство автомобилей стало конвейерным, а автомобиль – массовым средством передвижения.
После Второй Мировой войны, а также активизации различных меньшинств в борьбе за свои права, в США появляются достаточно специфические инженерные сообщества. В 1950 году создается Общество женщин-инженеров (Society of Woman Engineers), а в 1975 – Национальная ассоциация афроамериканских инженеров (National Association of Black Engineers), помогающая трудоустраиваться чернокожим американских инженерам.
Практически одновременно с США развивались инженерные организации и в Канаде. В 1887 году было образовано Канадское общество инженеров гражданского строительства (Canadian Society of Civil Engineering, CSCE), которое успешно функционирует до сих пор и является самым крупным в стране. Общество всячески способствует развитию гражданского строительства, делая особый акцент на следующих отраслях: инженерная геология, проектирование зданий и сооружений, гидротехнический инжиниринг, защита окружающей среды, транспортный инжиниринг и геоинформатика.
Современные инженерные общества и ассоциации в Северной Америке развиваются при активной поддержке не только государственных структур, но и профессиональных институтов и университетов. В США и Канаде достигнута та необходимая степень кооперации между студентами, учеными и государственными органами, которая позволяет оперативно внедрять в производство важнейшие научные разработки.
США – это лидер мировой экономики. Все самые крупные мировые корпорации расположены именно здесь. По уровню технологической и технической оснащенности, степени капитализации, инновационному потенциалу американские компании опережают компании других развитых стран, не говоря уже о развивающихся странах. Среди гигантов американской промышленности можно назвать General Electric – ведущую машиностроительную компанию мира, разработчика множества технических новинок, General Motors – крупнейшую автомобильную компанию мира, Ford Motors – одну из старейших автомобильных компаний мира. Безусловно, ведущую роль в мире играют компании высокотехнологичной отрасли – IBM, Microsoft. В Microsoft большая доля разработок и инновационных идей воплощена в жизнь инженерами – выходцами из России. Американскую прописку имеет и крупнейшая частная нефтяная компания мира и один из лидеров в отрасли по внедрению инноваций – Exxon Mobil. Ведущие роли в американской и мировой экономике также играют две другие нефтяные корпорации – Chevron и СonocoPhilips.
Инженерные ассоциации в Латинской Америке. Одно из самых старых и обширных инженерных объединений в Латинской Америке – это Корпорация инженеров Венесуэлы (El Colegio de Ingenieros de Venezuela, CIV). Она была образована в 1861 году указом тогдашнего президента Мануэля Фелипе Товара. Первоначально это объединение курировалось Министерством обороны и министерством военно-морского флота, что особенно подчеркивает значимость Корпорация инженеров Венесуэлы для общества и правительства, а позднее с 1861 года деятельность Корпорации инженеров Венесуэлы стало курировать Министерство образования Венесуэлы. Сейчас в Корпорации состоят более 120 тысяч инженеров и архитекторов.
Инженерные ассоциации в Австралии и Океании. Самое крупное профессиональное объединение инженеров в Австралии – это Объединение инженеров Австралии (Institution of Engineers Australia, IEAus), насчитывающее в настоящий момент 90 тысяч членов. Стимулом к созданию инженерного объединения в Австралии послужило начало промышленной революции, однако первое заседание было проведено только через 20 лет после оглашения создания организации, в 1919 году. Объединение инженеров Австралии видит своей целью продвижение австралийских инженеров и их признание не только внутри Австралии, но и по всему миру.
Существуют инженерные ассоциации и в Новой Зеландии. Самое крупное объединение – это Институт профессиональных инженеров в Новой Зеландии (Institution of Professional Engineers New Zealand), имеющий в своем составе в настоящее время 12 тысяч инженерных специалистов. Институт занимается профессиональным развитием инженерных кадров, внедрением профессиональных стандартов в инженерной деятельности. В 2014 году организация будет отмечать свое столетие.
Инженерные ассоциации в Азии. Самым крупным национальным инженерным объединением в англо-говорящем мире является Объединение инженеров Индии (Institution of Engineers India, IEI), насчитывающее более полумиллиона человек. Объединение инженеров Индии было создано в 1920 году в Мадрасе (современный Ченнай). Профессиональная организация объединяет инженеров из 15 отраслей, внутри Индии и за ее пределами объединение имеет 99 отделений. 2 раза в год Объединение инженеров Индии проводит международные встречи инженеров. Кроме того, Объединение инженеров Индии представляет инженерное сообщество Индии на различных международных форумах.
Отдельно необходимо выделить Японию, самую высокоразвитую страну современной Азии, достигшей феноменального прогресса в считанные десятилетия. У Японии нет больших территорий как у России, нет полезных ископаемых и нет огромных человеческих ресурсов как в Китае, но зато у неё прекраснейшие инженерные кадры. Географическое и геополитическое положение Японии обуславливает внедрение самых передовых достижений в отрасли гражданского строительства, поэтому вес инженерных объединений в области гражданского строительства в Японии очень высок, а старейшее и самое авторитетное инженерное объединение Японии создано именно в области гражданского строительства. Общество инженеров гражданского строительства Японии (Japan Society of Civil Engineers, JSCE) было создано в 1914 году. Первоначально членами общества были всего 443 профессиональных инженера, сейчас членами общества являются 39 тысяч японских профессионалов. Общество продвигает интересы инженеров гражданского строительства, проводит исследования, содействует международному научному обмену, поддерживает лучшие проекты.
Развитие инженерного дела, поддержка инженеров и инженерного дела со стороны государства сыграли огромную роль в процессе превращения Японии в высокоразвитую b высокотехнологичную страну. Электротехническая промышленность и робототехника стали локомотивами экономики Японии, мировую известность приобрела японская техника следующих фирм: Panasonic Corporation, Sony Corporation, Toshiba. Япония славится и своей автомобильной промышленностью – Toyota Motors, Honda Motors – одни из самых популярных марок автомобилей. Уникальное сочетание черт национального характера, грамотной правительственной политики, направленной на поддержку и развитие технологий и технических, инженерных специальностей позволили Японии стать из самых высокоразвитых и экономически успешных стран мира.
Среди влиятельных инженерных объединений в Азии можно выделить Гонконгское объединение инженеров (Hong Kong Institution of Engineers, HKIE). История организации начинается в 1947 году, первоначальное название Engineering Society of Hong Kong. В 1975 году общество получило свое современное название. В настоящий момент членами общества являются более 20 тысяч профессиональных инженеров из 19 областей. Создание инженерного общества в Гонконге предопределило процесс успешной индустриализации, которую Гонконг провел в 50-70-е годы XX века. За счет промышленного экспорта экономика специального административного района КНР росла на 8-9% в год. С конца 80-х годов ведущую роль в экономике Гонконга начинает играть сектор услуг. Однако Гонконг продолжает привлекать инженеров, проводить и внедрять обучающие программы, повышать квалификацию специалистов инженерного сообщества.
Международные инженерные объединения. С середины 1900-х годов национальные общественные организации во всем мире стали объединяться в международные союзы. Некоторые союзы был отраслевыми, другие объединяли национальные инженерные ассоциации. Так, в 1954 году была основана Европейская ассоциация инженерной индустрии ORGALIME (The European Engineering Industries Association), в которую вошли компании из 22 европейских стран, представляющих машиностроение, металлообработку, электроэнергетику и электронику.
В 1951 году была сформирована Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (European Federation of National Engineering Associations, FEANI), объединяющая инженерные ассоциации из 32 европейских стран. С 1997 года штаб-квартира ассоциации находится в Брюсселе (Бельгия). Сейчас среди членов ассоциации насчитывается около 3,5 млн профессиональных европейских инженеров, и именно их интересы ассоциация и отстаивает, стремясь к тому, чтобы национальная квалификация того или иного инженера соответствовала общим европейским стандартам и признавалась во всех странах.
Сегодня национальные инженерные объединения являются важнейшей составляющей общественной жизни всех ведущих стран мира и одним из ключевых факторов их экономического роста.
Одними из самых востребованных на сегодняшний день являются компьютерные специалисты: компьютерные инженеры, программисты и т.д. Интернет играет ключевую роль в распространении информации, с развитием интернет-технологий совсем другую роль приобретают системы безопасности передачи информации, без преувеличения можно сказать, что интернет совершенно изменил область современных коммуникаций. Все эти изменения предопредели появление ассоциаций инженеров в области IT-технологий. Одна из первых подобных ассоциаций, Международная Ассоциация Инженеров (International Association of Engineers, IAENG), была создана еще в 1968 году. Сегодня в состав IAENG входят руководители научно-исследовательских центров, деканы факультетов, департаментов, профессоры, ученые, инженеры, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, а также выпускники университетов, студенты и аспиранты из более чем 100 стран мира.
Одним из крупнейших отраслевых объединений инженеров является Объединение инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (The Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE). Объединение является некоммерческой профессиональной ассоциацией со штаб-квартирой в Нью-Йорке (США). Всего членами Объединения являются более 400 тысяч инженерных специалистов по всему миру, однако более 50% из них – граждане США. Объединение было создано в 1963 году в результате слияния Института радиоинженеров (Institute of Radio Engineers) и Американского института инженеров по электротехнике (American Institute of Electrical Engineers). Объединение инженеров по электротехнике и радиоэлектронике также является разработчиком промышленных стандартов. Им было разработано более 900 стандартов в области энергетики, биомедицинских технологий и здравоохранения, информационных технологий, безопасности, телекоммуникаций, транспорта, аэрокосмической отрасли и нанотехнологий.
Современной тенденцией развития всех мировых инженерных ассоциаций и движений является активное внимание к среде обитания человека, огромный вес приобретают те инженерные ассоциации, которые занимаются медицинскими и биологическими исследованиями, разрабатывают современное медицинское оборудование. Именно на эти области исследований направлена сегодня максимальная государственная поддержка.
Развитие инженерного образования. Ведущие учебные заведения. Ассоциации и объединения студентов-инженеров. Мы понимаем, что без учета ведущих учебных заведений, где готовят инженерных специалистов, наш обзор был бы неполным. Поэтому мы хотим рассказать о ведущих мировых инженерных вузах, большинство из них расположено в соединенных Штатах Америки и Великобритании. Согласно рейтингу The world University Rankings 2011-2012 первое место среди ведущих инженерных вузов разделили два американских вуза: Калифорнийский технологический институт и Массачусетский технологический институт. В рейтинге, куда вошли 50 ведущих вузов мира, российские высшие учебные заведения отсутствуют.
Лидерство двух американских университетов объясняется сильной исследовательской базой, многие изобретения в области робототехники, искусственного интеллекта были совершены при самом активном участии студенческого и преподавательского состава университетов, что сегодня становиться уже совершенно обычной практикой. Ушли в далекое прошлое времена, когда ценное изобретение приходилось на вторую часть жизни инженера исследователя, когда он становился весьма почтенным человеком в возрасте. Новая аппаратура и современная исследовательская база, новая техника и технологии позволяют уже в студенческие годы делать весьма серьезные прорывные изобретения. Особенно бы хотелось отметить лидерство инженерной школы Массачусетского института во всех мировых рейтингах на протяжении уже четверти века, а именно с 1988 года.
В последние десятилетия XX века во многих университетах и институтах создаются факультетские инженерные объединения и ассоциации. В 1989 году в небольшом нидерландском городке Делфт была образована Международная Ассоциация Студентов Инженеров (International Association of Civil Engineering Students, IACES). За 20 с небольшим лет своей деятельности ассоциация установила связи с 50 вузами внутри Европы и за ее пределами, которые имеют свои инженерные школы. Главная задача ассоциации – международный обмен опыт между студентами, знакомство со спецификой преподавания инженерного дела в других странах, культурный обмен, установление контактов с будущими работодателями.
Итоги
Взаимодействие национальных инженерных общественных объединений и правительственных структур является распространенной мировой практикой, которая своими корнями уходит в начало позапрошлого столетия. Такое взаимодействие дает высокие результаты, способствует развитию строительства, промышленности, транспорта, медицины, телекоммуникаций, что в свою очередь способствует решению многих социальных задач, дает импульс развитию новых отраслей экономики.
Новым импульсом развития инженерного сообщества послужило окончание Второй Мировой Войны. Именно инженеры стали играть одну из определяющих ролей в экономическом развитии многих стран после ВМВ, ведь нужно было в краткие сроки восстанавливать разрушенное войной хозяйство, это стимулировало развитие новой техники и технологий и внедрение их в производство.
Инженерные решения во многом определяют развитие современных экономик, постоянно появляются новые сферы деятельности, где инженерный труд востребован не менее, чем в военном деле, гражданском и промышленном строительстве и т.д. Среди таких новых отраслей можно отметить информационные технологии, биоинженерные технологии, медицинские разработки, развитие новых источников энергии и т.д.
Создание союзов и ассоциаций инженеров получило широчайшее распространение во всем мире. В результате сегодня в мире действует более 120 крупных национальных инженерных союзов на всех пяти континентах. Также есть несколько десятков международных инженерных ассоциаций. Во многих странах Латинской Америки создаются не свои национальные инженерные сообщества, а отдельные национальные представительства крупнейших международных инженерных ассоциаций, что вписывается в процессы глобализации и более тесное экономическое взаимодействие между странами.
Также получило широкое мировое распространение создание инженерных общественных организаций по отдельным узким направлениям. Инженерные союзы и ассоциации стали образовываться в разных уголках мира, но по-прежнему главенствующая роль в инженерном движении принадлежит США и Европе.
Отдельно необходимо отметить ту поддержку, которую правительства развитых и развивающихся стран (к примеру, Индии) оказывают инженерам, инженерному образованию, как активно они стимулируют инженерные разработки и оказывают всяческое содействие их скорейшему внедрению в жизнь.
Взаимодействие Российского союза инженеров и международных инженерных ассоциаций
Такой подробный анализ международного инженерного движении был предпринят нами в нескольких целях.
Во-первых, мы показываем, что международное инженерное движение имеет очень значительные масштабы, имеет длительную историю и динамично развивается в наши дни. Во многих странах инженерное дело является одним из определяющих факторов успешности развития экономики в целом.
Во-вторых, инженерные объединения, ассоциации, общества, союзы существуют почти в любой стране, на каждом из пяти континентов. Есть страны, которые задают траектории развития современному инжинирингу и инженерной отрасли, в то же время мы видим, что развитая инженерная отрасль, наличие профессиональных инженерных ассоциаций двигают экономику стран вперед.
В-третьих, для Российского союза инженеров приоритетом в деятельности является сотрудничество с иностранными инженерными общественными организациями, которое будет строиться на принципах, обеспечивающих взаимную пользу участникам этого процесса, будет способствовать укреплению международных отношений между странами и обогащению национальной российской экономики новыми знаниями и достижениями. Это сотрудничество повысит международный статус российского инженерного корпуса, поможет в борьбе за установление приоритета российских разработок и привлечет на территорию России иностранных специалистов.
В-четвертых, Российский союз инженеров понимает, как важно поддерживать инженеров в разных областях, продвигать их научные разработки, доносить до властей проблемы инженерного сообщества, информировать власти о мировых достижениях инженерной мысли. Наступило время, когда уровень развития инженерного дела определяет экономический и социальный потенциал страны.
Преимущества для России
Мировое инженерное движение сформировало многолетнюю историю и разнообразные формы сотрудничества, объединило все без исключения передовые страны мира. Участие в международном инженерном движении обеспечивает нашей стране престиж и внимание мирового сообщества, позволяет заявить о себе не только, как о стране-экспортере природных ресурсов, но и как о стране, делающей ставку на интеллект и новые технологии.
Российское инженерно-научное сообщество получает возможность эффективно участвовать в международном научно-техническом обмене, что обеспечивает развитие инженерной деятельности в стране как таковой, позволяет вывести российские инженерные разработки на международный уровень, защитить и развить наш научно-технический потенциал, защитить приоритет отечественных разработок, привлечь в экономику страны целевые инвестиции на передовые проекты, направленные на использование научно-инженерных достижений.
Российский союз инженеров как общественная общероссийская организация принимает на себя вызовы современности и берет обязанности по развитию взаимоотношений между российским научно-инженерным сообществом и международным инженерным движением. Мы будем использовать результаты этого сотрудничества на благо развития экономики Российской Федерации.