Развитие инженерной деятельности в России

Инженерная профессия всегда была основой мирового развития. Уровень технического оснащения еще до начала нашей эры определял превосходство одной цивилизации над другими. Технические инновации позволяли высвобождать ресурсы, которые ранее были необходимы для производства, что способствовало общему развитию общества в социальном, культурном плане. И сегодня именно технические новшества обеспечивают развитие цивилизации в целом.

В России очень сложно определить точную дату появления первых инженеров. По некоторым данным это 5–6 век нашей эры. В древности Русь иностранцы называли Гардерикой – Страной городов. А город в те времена обязательно был крепостью. Ремесленников, которые возводили эти самые города, строили фортификационные укрепления, проектировали и управляли осадными машинами, называли розмыслами. Словом «розмысл» в средневековой Руси назывались специалисты, руководившие работниками по строительству городов, возведению военных укреплений и оборонительных сооружений. В 9–10-х веках князья, отправляясь со своими дружинами в военные походы, приказывали розмыслам «городы и палаты строити» и «мосты мостить». Розмысл обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на собственные знания и опыт, но и на весь опыт, накопленный его предшественниками, проявить изобретательность и даже фантазию. Размыслив свое дело он должен был определить «круг» работ «мастеровым» людям. Уже в 6 веке славянское войско в войне с Византией использовало осадные машины: железные тараны, катапульты для метания камней, черепахи. Помимо военной и строительной сферы, розмыслы славились и тем, что знали секреты приготовления и использования киновари (сернистая ртуть), сурика (перекись свинца), черлени (малиновая лаковая краска), свинцовые белила и сусальное золото. Многие процессы происходили при температурах свыше тысячи градусов.

В 11 веке занятие строительством на Руси получает статус профессии. Строителей оборонительных сооружений называют «городники», обязанностью которых было возведение городских стен. «Мостники» работали над сооружением различного рода переправ. «Порочными мастерами» назывались специалисты по постройке и эксплуатации осадных машин.

Одним из первых царей, которые заботились об инженерном деле, стал Иван III. В 1473 г. по его приказу в Венецию отправился искать инженерных мастеров Семён Толбузин, и привез за жалование в 10 рублей в месяц Аристотеля Фиораванти с учениками, который реконструировал и перестроил Кремль, с тех пор Кремль московский кремль стал из красного кирпича, того самого, каким мы видим его сегодня. Также был построен Успенский собор, главный собор России. При Иване III впервые появились практики приглашения иностранных специалистов для развития строительства, горнорудного дела, производства металлов и др. Наблюдая за работой иностранных специалистов, русские инженеры стремились не подражать им, а вырабатывать совершенно самостоятельные формы и приемы решения аналогичных задач.

Первый прообраз инженерного сообщества на Руси сформировался при Иване Грозном, когда был учрежден «Пушкарский приказ», основной задачей которого было – руководство оборонным строительством. Тогда инженерия фактически выделилась в отдельную профессию. При «Пушкарском приказе» служили инженеры и иноземные соискатели, в роли экспертов и консультантов; городовые мастера, в большей части русские строители; мастера и подмастерья; «чертежщики» - группа для осуществления чертежных работ. Впрочем, основным занятием инженеров того времени являлась воинская служба и сообщество было больше военным нежели строительным. В это время была отлита Царь-пушка, Царь-колокол, построен храм Василия Блаженного. К 80-м годам 16 века, только в Новгороде насчитывалось, по официальным данным, 5465 ремесленников! В период царствования Василия Шуйского было положено начало теоретическому образованию русских инженеров.

Первые предпосылки для создания общественных организаций, в том числе и инженерного характера в России появились при Петре I. Благодаря его инициативе в России в начале XVIII века были открыты первые инженерные школы, что послужило выделению инженерных профессий в отдельное направление и дало начало становлению и развитию инженерного общества в России. Сам Петр был не понаслышке знаком с инженерным делом. Государь сам лично изучал градостроительные, судостроительные и фортификационные науки.

Начало подготовки инженерных кадров в России было положено в Москве в марте 1701 года в Школе математических и навигационных наук.

Одной из особенностей российского инженерного сообщества в XVIII веке были иностранные специалисты. Технологии в основном импортировались из-за рубежа, оттуда же Россия активно привлекала и специалистов, которые и образовали первое российское инженерное сообщество. Учитывая статус иностранца в тот период, инженерное сообщество сразу выделилось в отдельный социальный слой в российском обществе. Высокая оплата труда, разнообразные привилегии – стали отличительной чертой инженера.

Впрочем, тот же иностранный уклон не позволил сформироваться в петровскую эпоху отдельным техническим обществам. Как правило, иностранцы приезжали в Россию зарабатывать, а не заниматься общественной деятельностью. Экспаты заложили основы для формирования российского инженерного корпуса, однако общественных организаций они не создавали.

Научные общества в России появились лишь во второй половине XVIII века при Екатерине II. Первым российским научным обществом стало «Вольное экономическое общество», созданное графом Григорием Орловым при содействии Екатерины II в 1765 году. Оно стало первой общественной организацией в Российской империи. В «Вольное экономическое общество» входило отделение «Сельскохозяйственных технических производств и земледельческой механики». Фактически это оно и стало первым инженерным обществом в России. Одними из самых ярких достижений инженерной мысли в России этого периода можно отнести изобретение Андреем Нартовым механического поворотного суппорта в токарном станке в начале 18 века, в то время как знаменитое изобретение суппорта Генри Моудсли в Англии датируется концом 18 века. Также известно, что первая в мире универсальная паровая машина двойного действия «огнедействующая машина» была создана русским механиком Иваном Ивановичем Ползуновым почти на 20 лет раньше знаменитой паровой машины Джеймса Уайта.

Первый этап становления общественных организаций в России был краткосрочным. После Французской революции в 1789 году общественные организации были упразднены, а общественная деятельность фактически запрещена.

Второй этап развития научных и технических обществ в России начался уже в XIX веке. Стремительное развитие капиталистических отношений, крах феодальной системы, кардинальные изменения в производственной структуре повысили значение науки. В России стремительно начинает расти количество учебных заведений. Помимо традиционных центров науки Москвы и Петербурга, появляются учебные центры на Украине, в Прибалтике, в центральной России. Это позволило вовлечь в сферу научных изысканий провинциальную интеллигенцию, что значительно расширило возможности научной деятельности. На втором этапе развития научных и технических обществ в России сформировались основные принципы их развития, были разработаны уставы, способы финансирования, методики рабочей деятельности. В качестве примеров изобретений этого времени можно привести электромагнитный телеграф Павла Львовича Шиллинга, электродвигатель, самопишущий телеграф способный передавать на расстоянии графические и буквенные изображения Бориса Семеновича Якоби

До окончания второго этапа развития российских общественных организаций в 1860 году, деятельность большинства научных обществ охватывала широкий спектр направлений. Общества имели лишь глобальную дифференциацию, например – естественные и гуманитарные науки, и занимались практически всеми видами научной деятельности. С началом третьего этапа общества стали выделять приоритетные направления научной деятельности. В результате появились первые технические и инженерные общества. Яркими примерами изобретений данного этапа можно назвать «Свечу Яблочкова», который первый смог бы решить проблему освещения, но в царской России это изобретение не получило поддержки. Оно было запатентовано во Франции, затем «русский свет» загорелся в Англии, Германии, Италии, дойдя до дворцов персидского шаха и короля Камбоджи. В 1873 г. Инженер Александр Николаевич Лодышин изобрел лампочку накаливания, однако в 1879 году Эдисон немного усовершенствовал ее начал массовое производство ламп накаливания, за что до сегодняшнего дня весь мир восхваляет Эдисона.

Наиболее авторитетным стало «Русское техническое общество», созданное в 1866 году. Его ключевой задачей стало содействие развитию техники и технической промышленности в России. К 1916 году общество имело 33 региональных отделения, издавало 21 журнал, имело собственную техническую библиотеку, музей, курировало 57 технических училищ. Несмотря на очевидные успехи развития инженерного сообщества, инженерный корпус в России оставался крайне малым. По переписи населения 1897 года, в России насчитывалось 130233 специалиста с высшим и среднетехническим образованием, из них 4010 человек русских инженеров и технологов, что составляло 0,07% населения России. Помимо низкой численности русских инженеров, наблюдался факт отрыва внутри инженерного корпуса дворян, капиталистов и выходцев из купеческого сообщества, таких, например, как Дмитрий Павлович Рябушинский, Людвиг Эммануилович Нобель, Александр Иванович Коновалов, Леонид Иванович Лутугин от выходцев из разночинного сословия.

Однако технический прогресс и развитие промышленности в стране требовало большего. Инженерная деятельность стремительно дифференцировалась, потому что инженерам была необходима узкая специализация и специализированные знания. В результате в стране появилось множество инженерных сообществ: Русское инженерное общество, Московское общество архитекторов, Русское горнопромышленное общество, Политехническое общество, Общество по распространению технических знаний и многие другие. К 1916 году профессиональные технические общества работали практически по всем видам инженерной деятельности.

В этот период и власти и крупный бизнес активно спонсировали инженерные разработки, выделяли средства на разнообразные проекты. Постоянно открывались новые технические институты и училища, которые становились точками сосредоточения инженерной мысли, центрами обмена идей.

Первая Мировая война нанесла серьезный урон российскому инженерному сообществу. Учитывая историческую связь инженерного дела в России с военной профессией, в Первую Мировую войну Россия лишилась очень многих инженерных специалистов.

После революции 1917 года отношение к инженерной профессии и инженерному сообществу в России кардинально поменялось. В царской России инженер считался интеллигенцией, на которую теперь начались гонения, результатом чего стало практически полное уничтожение интеллектуального ресурса сообщества. Это объяснялось малограмотностью большинства населения страны, которое защищала новая власть. В результате за несколько лет инженерное сообщество в России было практически уничтожено. Многие инженеры предпочли покинуть новую Россию, многим это не удалось.

Революция 1917 года отодвинула российскую инженерную мысль на несколько шагов назад. В результате волны эмиграции страну покинула целая плеяда ученых и технических специалистов. И.Сикорский, В.Зворыкин, В.Ипатьев, В.Кистяковский и еще множество талантливых ученых стали гражданами других стран, и они формировали научно-техническую базу этих государств.

Когда советские власти спохватились было уже поздно. В результате СССР фактически начали с того, с чего когда-то начинал Петр I – с закупок иностранных технологий. Советские власти пытались сохранить научно-инженерный потенциал страны – в декабре 1918 года была создана «Всероссийская ассоциация инженеров» (ВАИ), объединившая все дореволюционные технические общества.

Несмотря на огромный провал в инженерном деле, который образовался после революции, уже в конце 20-е годов XIX века СССР заложил основы для восстановления инженерного сообщества в стране. Необходимость индустриализации и развития государства в целом способствовала активному открытию инженерно-технических вузов. Статус инженера снова повысился, профессия стала одной из престижнейших в стране. Довольно быстро в СССР сформировалось новое инженерное сообщество.

Первыми советскими научно-техническими обществами стали: Русское техническое общество, Русское физико-химическое общество, Политехническое общество, Русское металлургическое общество, Общество инженеров-электриков, Общество гражданских инженеров, Горное общество, Постоянное бюро русских водопроводных съездов Общество русских электротехников, Молодое химическое общество, Русское общество радиоинженеров, Центральное бюро инженеров железнодорожного транспорта, Клуб горных инженеров.

К 1932 году в СССР было создано 40 всесоюзных научных инженерно-технических обществ (НИТО). В задачи общества входило повышение квалификации технических специалистов и решения научно-технических проблем, а также реконструкции народного хозяйства. Координировал деятельность НИТО Всесоюзный совет научных инженерно-технических обществ – ВСНИТО.

Вторая Мировая война затормозила научно-технический прогресс во всем мире. И СССР не стал здесь исключением. Однако окончание Второй Мировой войны послужило новым импульсом развития инженерного дела. Необходимость восстановления городов, создания производств практически с нуля способствовало тому, что именно инженеры стали играть одну из определяющих ролей в экономическом развитии многих стран, в том числе и СССР.

В послевоенные годы инженер становится ключевой профессией в советском союзе. открываются новые инженерно-технические вузы, увеличивается число студентов и выпускников-инженеров. Одновременно государство активно способствует развитию научной базы. В итоге именно в послевоенные годы в СССР было сформирована основа инженерного сообщества, традиции которого пытаются возродить современные российские инженеры.

В 1954 году существовавшие в СССР НИТО были реорганизованы в массовые научно-технические общества (НТО) по отраслям производства. Количество обществ сократилось до 21, для всех организаций был разработан единый устав. Вся деятельность обществ по-прежнему курировалась центральным комитетом. Очевидно, именно такой подход и позволил СССР реализовать инженерный потенциал, имевшийся в стране. Единые задачи и приоритеты, верное направление развития научно-технического общества, стали залогом высокого качества инженерной деятельности в СССР.

Упадок советского инженерного сообщества начался в 80-х годах XIX века. Высокие темпы прироста количества инженеров-выпускников в 70-80-е годы способствовали обесцениванию их труда, расширительного толкования термина инженер, падению социального престижа, стала снижаться государственная поддержка инженерной деятельности. Для сдерживания этих процессов в 1988 году научно-инженерным сообществом была создана новая независимая общественная организация – «Союз научных и инженерных обществ СССР». Однако переход на рыночную экономику нанес мощнейший удар по российскому инженерному корпусу в 1990-е годы.

Полное отсутствие государственной поддержки, отсутствие перспектив, издевательское отношение общества к профессии «инженер», привело к новой волне эмиграции или «утечке мозгов». В постперестроечные годы страна практически полностью лишилась инженерного сообщества, за рубеж были вывезены многие технологии и разработки, начался кадровый голод. В итоге по техническому развитию в отдельных секторах экономики Россия отстала от своих зарубежных конкурентов на десятилетия.

Научно-инженерная деятельность стала уделом патриотов и энтузиастов. Общественные организации в этот период фактически не работали – отсутствие финансирования и интереса к инженерной профессии со стороны государства и бизнеса практически парализовали деятельность научно-технических организаций. Их работа, как правило, не выходила за рамки института или научного центра. Впрочем, тот факт, что научно-технические организации сохранились в этот период – уже большое достижение. В итоге к началу нового века российское научно-инженерное сообщество было разрознено, фактически не имело общего центра, деятельность сообщества никак не координировалась.

В 2000-х годах руководство страны попыталось запустить обратный процесс. Небольшую государственную поддержку начали получать отдельные технологические проекты. Необходимость модернизации производств заставляет крупный бизнес вкладывать в новые разработки. В результате в последние годы инженерное сообщество в России несколько оживилось. Инженеры стали объединятся в профильные союзы, которые пытаются защищать интересы своих членов на государственном уровне. Однако проблема разрозненности научно-инженерного сообщества сохраняется до сих пор – единого центра у инженеров по-прежнему нет.

В результате эффективность узкопрофильных инженерных союзов и обществ пока невелика. Хотя сейчас и возрождаются научно-инженерные общества – «Русское техническое сообщество», «Вольное экономическое общество» и другие, ранее влиятельные союзы, на сегодняшний день они имеют мало влияния на развитие всего научно-инженерного сообщества. Мы считаем, что сегодня необходим новый современный мощный и эффективный механизм развития научно-инженерного сообщества. Новое общество должно объединить всех без исключения инженеров, естествоиспытателей, конструкторов, ученых, технических специалистов. Новая организация должна обеспечить связь внутри сообщества, сформулировать единые цели и задачи, выбрать приоритетные направления развития научно-инженерного общества. Новый союз должен обеспечить связь сообщества с государством и бизнесом. Центром объединения и восстановления российского инженерного общества может стать Российский союз инженеров.