Перспективы развития инженерного дела в России. Мнение Российского союза инженеров. Вопрос кадров и главное противоречие.

Говоря о перспективах развития инженерного дела в России, нельзя не начать разговор с относительно свежих данных научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС. Их эксперты сравнили системы образования 48 стран (участников Организации экономического сотрудничества и развития плюс 10 стран-партнеров). И чтобы вы думали? В нашей стране наибольший процент выпускников с дипломами инженеров – это практически четверть всех специалистов в соотношении к профессиям. Что не может не наводить на определённые мысли, но, обо всём по порядку.

- Россия по доле населения с так называемым третичным образованием - бакалавр, специалист, магистр или выпускник СПО - занимает одно из первых мест. На пару процентов уступаем лишь Ирландии и Канаде, - говорит автор доклада руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович.

Тем парадоксальнее выглядит заявление Министерства труда и социальной защиты. Сделанное в марте 2019 года, что на рынке труда РФ катастрофически не хватает представителей технических профессий. Два этих заявления входят в прямое противоречие между собой, кто же тут прав? Ведь доклад ФИРО РАНХиГС был опубликован в том же году, что и сделано заявление Министерства труда и социальной защиты.

Российский союз инженеров провёл собственные опросы в социальных сетях, выяснил мнение инженерного сообщества. Эти и многие другие данные, нашли прямое отражение в данной статье. Возвращаясь к нашему противоречию, есть ли в нашей стране инженеры? Кого или чего нам не хватает? Поговорим о нашей производственной промышленности.  Думаем, что уместнее начать разговор с качества подготовки кадров в нашей стране и о конечной востребованности. Какие именно инженеры нужны нашей стране? СССР остался в прошлом, современный инженер, безусловно, не может обойтись без знания информационных технологий (ИТ) и их последующего использования в своей работе. Но, давайте не путать инженера-программиста с промышленным или строительным инженеров, не навязывать последним обязательное знание большого количества специальных программ в том же объёме, как у первых и не мерить всех одной линейкой. Также, стоит прояснить и то, в каких же отраслях имеется нехватка и конечно, не забыть о пресловутой роботизации.

Ситуация на местах

Немного цифр: 19% всех рабочих, в том числе и инженеров, могут быть замещены роботами на 81% *(имеется ввиду, что эта доля в 19% внутри себя может быть замещена на 81%). Роботизация в России только начинает развиваться, но, уже в 2017 году на 10 тыс. работников предприятий приходился один промышленный робот (исследование BCG «Россия 2025: от кадров к талантам»). А время меж тем идёт вперёд, Россия направляется в сторону роботизации, что тоже вносит корректировки в инженерное образование и в требования к инженерам, не только промышленникам, эти вещи касаются всех и каждого.
Аналитики отмечают хотя и незначительное, но улучшение состояния промышленности в РФ. Однако из-за «COVID -19» их прогнозы на 2022 год ухудшились. Обострение дефицита кадров в промышленности в 2021-м стало одним из первых негативных результатов антивирусной и антикризисной политики 2020 года, говорится в отчете Института Гайдара. Динамика промышленного производства в ноябре 2021 года ускорилась по сравнению с ноябрем 2019-го на 5,9%, а к ноябрю 2020-го рост составил 7%, сообщало Минэкономразвития. Глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая в Госдуме 21 декабря, рассказывал депутатам об ожидаемом росте на 10% в гражданском авиапроме и судостроении. Производство автомобилей в стране к концу года вырастет, по его словам, на 7%.  А вот и ещё немного свежих социологических данных из опросов, на наше с вами ближайшее будущее. Нам предстоит, по мнению наших подписчиков, социологов и экспертов, столкнуться с тем, что люди 1997 года рождения и младше, будут составлять 25% всей рабочей силы страны. А это, именно те люди, которые с рождения используют цифровые технологии и, казалось бы, должны переломить ситуацию в тенденциях инженерного дела. 2021 год стал для российской промышленности периодом энергичного выхода из скоротечного вирусного кризиса 2020 года. Однако рост издержек, взлет инфляционных ожиданий и обострение хронического дефицита кадров стали первыми негативными результатами антивирусной и антикризисной политики, говорится в отчете Института Гайдара. На наш взгляд, ситуация складывается так, что в ряде отраслей и предприятий не ощущается острой нехватки инженеров-исполнителей, так сказать, рабочих рук, но, нашей стране не хватает своих Илонов Масков, инженеров мыслителей. Наша страна безусловно, занимает определенные конкурентные ниши, но, мы не являемся законодателями моды, не закладываем тенденций. А в наших машиностроении и приборостроении ситуация складывается так, что мы испытываем острую нехватку ещё и инженеров исполнителей. Наша машиностроительная продукция живёт преимущественно на нашем же собственном рынке и это благодаря тому, что имеется поддержка от государства. В нашей стране должно уделяться повышенное внимание не только тому, как современный инженер умеет работать с информационными технологиями, но и тому, как он мыслит, насколько он коммуникабелен, как быстро он способен принимать решения в нестандартных ситуациях. А вот и интересные данные из Татарстана. Например, по информации властей региона, около 70% промышленных предприятий Татарстана испытывают дефицит кадров. Данные были получены в середине декабря по результатам анкетирования свыше 100 крупнейших промышленных предприятий с 200 тыс. занятых (всего в экономике республики заняты 2 млн человек, из которых в промышленности – более 470 тыс.). Опрос показал, что потребность промышленности в сотрудниках составляет более 26 тыс. человек. Свыше 80% из этого приходится на специалистов со средним профессиональным образованием и 20% – на специалистов с высшим образованием. Самый высокий спрос – в машиностроительном секторе, это 17,6 тыс. человек, в химии и газохимии – 5 тыс., в нефтедобыче и нефтепереработке – 1,2 тыс. Отрасль не сдвинется с места сама по себе. В целом по стране дефицит кадров испытывают половина предприятий, показывает исследование международной рекрутинговой компании Hays в России. Больше всего дефицит кадров испытывают в сельском хозяйстве – 78%. В добывающей промышленности и металлургии он равен 50%, в химическом производстве 48% опрошенных сказали о дефиците кадров. Нужно уметь создавать и добиваться реализации своих изобретений, как упоминаемый ранее, Илон Маск. И говоря о нём, безусловно, не стоит ожидать, что такие люди начнут появляться в нашей стране сотнями, однако, разве плохо ориентироваться на Запад с точки зрения заимствования позитивного опыта? Ровно также, как и оттуда есть примеры заимствования нашего позитивного опыта. Говоря же о современном инженере-исполнителе, совершенно очевидно, что нужно модернизировать систему подготовки кадров. С этим соглашается и подтверждает Первый вице-президент Российского союза инженеров, представитель инжиниринговой компании «2К» - Иван Андриевский. В своём экспертном мнении для Независимой Газеты он говорил следующее: Статистика занятости и факт резко расходятся с тем, что приходится наблюдать на работе, сказал: «НГ» председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «Неквалифицированные кадры есть, их много. А вот квалифицированных инженерных кадров не хватает в разы относительно потребности. При этом риски в работе инженера становятся выше, так как сложность техники растет, требования к инженерной работе увеличиваются ежегодно». Властям РФ не удалось снять напряженность в обеспечении промышленности кадрами из-за того, что об этой проблеме мало говорят, а точнее, замалчивают ее и не инвестируют в ее решение достаточные денежные средства, не пропагандируют работу инженера в СМИ, говорит Андриевский. В 2022 году и дальше критичность проблемы только возрастет, считает он. Исправить ситуацию эксперт предлагает за счет привлечения в Россию инженерных кадров из Белоруссии, Украины и Казахстана. – говорил он. Нужно учитывать смену эпох, на дворе не 1980 год. Коммуникация занимает важное место во всех сферах жизнедеятельности человека, информационные технологии также. Умение работать с новым оборудованием, знание САПР-систем и техническая подготовка, крайне важны. Классическое техническое образование конечно зарекомендовало себя с лучшей стороны, но, ситуация меняется в сторону цифровизации и предприятиям требуется новый тип сотрудников. На смену инженеру с линейкой и карандашом приходит инженер, который работает в цифровом потоке: создаёт детализированные BIM-модели будущих объектов, с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности, занимается прототипированием изделий, прогнозированием и так далее. Современный инжиниринг касается всех стадий жизненного цикла продукта: от замысла и разработки до запуска и утилизации. И на всех этапах цифровой инженер использует инновационные цифровые инструменты. Отечественный инжиниринг постепенно возвращает себе престиж, но это не единственная тенденция в нашем быстро развивающимся мире. Предполагается, что в ближайшем будущем появятся новые инженерные специальности, о чём говорят наши собственные внутренние опросы. Что безусловно, будет связано с новыми информационными технологиями. Радует, что уже сейчас, в вузах активно проходят обучение будущие инженеры, которые обучаются программированию и другим IT-навыкам, (не путать с тем, что речь именно об инженерах-программистах), без которых невозможно работать в условиях высокотехнологичных производств. Это даёт надежду и веру в перспективы дальнейшего развития инженерного дела в нашей стране.



Топ-5 принципов карбонового земледелия в России и мире. Перспективы развития. Мнение Российского союза инженеров и ведущих инжиниринговых компаний

В связи с глобальным изменением климата, усиливающимся парниковым эффектом, загрязнением окружающей среды остро встаёт вопрос о противодействии проблеме в глобальном масштабе. Одним из вариантов противодействия в сложившейся остро ситуации выступает переосмысление концепции современного сельского хозяйства. Российский союз инженеров rusue.ru считает эту проблему актуальной и перспективной. 

Термин карбоновое земледелие пришел из США, где подобная форма сельского хозяйства успешно практикуется не один десяток лет. Карбоновое земледелие - способ ведения агробизнеса, в ходе которого происходит улавливание и захват органического углерода из атмосферы растениями с последующим удержанием его в земле. Карбоновое земледелие может превратиться в скором времени в хороший бизнес, т.к. предполагает продажи квот корпорациям и компаниям, которые производят много парниковых газов и должны компенсировать свои выбросы. Тем самым создается эффективный цикл производства, в ходе которого удается снизить выбросы в атмосферу газов на 25-40%. 

По мнению специалиста Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru, на сегодня количество углекислого газа в атмосфере превышает естественные нормы в 10 раз. В первую очередь это связано с извлечением огромных количеств органического топлива с последующим сжиганием. Биомасса растений Земли не способна полностью реабсорбировать углекислый газ из атмосферы, поэтому возникает необходимость в увеличении площадей с искусственно посаженными растениями, которые повысят эффективность цикла переработки углекислого газа в атмосфере и приведут к снижению количества парниковых газов. Помимо снижения уровня содержания углекислого газа в атмосфере растения помогают восстановить баланс углерода в почве, тем самым способствуя повышению плодородности земель, их защите от засухи и обеднения почв. 

Основные принципы карбонового земледелия по мнению Инжиниринговой Компании «2К» 

Эффективное ведение карбонового земледелия опирается на комплекс современных сельскохозяйственных методов, используемых в аграрном хозяйстве. Среди главных направлений следующие:

  • No till - технология безопасного посева, которая способствует сохранению плодородного слоя почвы, минимизирует риски эрозии, помогает сохранить влагу и полезные для роста растений вещества. Технология предполагает внесение семян в почву сразу минуя предварительную подготовку. Структура почвы практически не нарушается, т.к. затрагивается только верхний слой. Такие условия положительно сказываются на сохранении достаточного уровня влажности почвы, что определяет урожайность. Технология No till эффективно и на протяжение многих лет используется в Аргентине, где таким способом обрабатывается свыше 80% земельных угодий. Обработка земель с минимальным повреждением почв - база и определяющая ступень земледелия, которая задает самые высокие стандарты в ведении сельского хозяйства.
  • Мульчирование - технология обработки почв, в ходе которой верхний слой почвы прикрывается с помощью удобрений, которые впоследствии дают перегной и сохраняют в почве влагу и питательные вещества. В качестве материала для мульчирования используют сено, кору, щепки, органические удобрения, компост. За счет мульчирования почва получает надежную защиту от высыхания и образования твердой корки, значительно уменьшается степень уплотнения грунта, снижается испарение влаги.
  • Компостирование - технология удобрения почв с помощью перегнивших органических остатков. Неиспользованная органическая масса под действием кислорода и плюсовых температур быстро перегнивает и превращается в готовое удобрение, которым обрабатывают земли с высаженными культурами. Внесение удобрений позволяет защитить верхние слои почвы, создать слой перегноя, снабдить почву дополнительной органикой, которая нужна для роста растений.
  • Высаживание покровных культур - технология культивирования земель, в ходе которой засев происходит с чередованием основной и вторичной культуры растений. Это способствует уменьшению расходов на удобрения или полному отказу от них за счет достаточного снабжения почвы органикой вроде азота. В качестве покровных культур чаще всего высаживают бобовые растения. Также использование покровных культур снижает эрозию почв на 40-60%.
  • Выпас скота - способ естественного регулирования и восстановления плодородных почв за счет опосредованного воздействия. Обеспечивается за счет стравливания - поедания скотом органических остатков, вытаптывания - воздействия копытами животных на почву, удобрения - откладывание экскрементов, которые являются источником полезной для почвы органики.
Перспективы карбонового земледелия 

По прогнозам инженеров Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru, в области сельского хозяйства и экономики карбоновое земледелие имеет неограниченный потенциал для развития и распространения по всему миру. Согласно текущему состоянию природных ресурсов выделяют следующие основные зоны для распространения карбонового земледелия:

  1. Нынешние плодородные угодья с умеренным и теплым климатом приносящие ежегодный урожай. Хорошим и показательным примером здесь выступают многочисленные кукурузные плантации в США, которые показывают высокую урожайность, огромную площадь высадки, что позволяет за счёт благоприятного климата поддерживать качество почвы на высоком уровне и реабсорбировать значительные количества углекислого газа из окружающей среды. Также в числе перспективных районов для внедрения принципов карбидного земледелия китайские плантации хлопка и индийские плантации чая.
  2. Территории с молодыми лесами. Их наибольшая площадь сосредоточена на территории РФ и представляет преимущественно места рядом с промышленной вырубкой леса и сельскохозяйственными угодьями, которые зарастают со временем и превращаются в лесополосу.
  3. Заброшенные и неосвоенные земли. Общая площадь таких земель в мире достигает 27-32%. Эти земли сосредоточены на территории РФ и Латинской Америки. Они также подлежат рекультивации и вовлечению в углеродный цикл сельского хозяйства как перспективный вариант для развития карбонового земледелия.
Наилучшим вариантом для развития карбонового земледелия выступают территории земель с ровным и умеренно-теплым климатом и достаточным количеством осадков. Районы с засушливыми условиями и длительными переходными периодами между сезонами рассматриваются в качестве вспомогательных зон для развития карбонового земледелия на особых условиях. Для того чтобы карбоновое земледелие получило повсеместное распространение и стало общепризнанным стандартом ведения аграрного хозяйства необходимо проведение стимулирующих мер и вмешательство государства в управление природными ресурсами. Эксперт Российского союза инженеров rusue.ru считает, что ключевыми моментами для развития и массового внедрения карбонового земледелия станут:

  • Государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли. В качестве рабочих инструментов следует рассматривать стимулирование фермерства, возведение крупных комплексов на подходящих территориях, бесплатное выделение плодородных земель под последующую рекультивацию.
  • Стимулирование развития фермерства и привлечение крупного бизнеса в сферу сельского хозяйства. Пока фермерское хозяйство существует в качестве отдельных и разрозненных явлений говорить об успехе карбонового земледелия не приходится. Имеет смысл объединение крупных территорий воедино с созданием широкой зелёной полосы, обеспечивающей регулярное и масштабное возвращение углерода в почву.
  • Создание системы квот и мер экологического стимулирования крупных предприятий, загрязняющих атмосферу выбросами углекислого газа. Необходимо добиться замкнутого цикла оборота углекислого газа, когда количество поглощённых газов соответствует количеству выделенных.
  • Селекция. Выведение полезных видов растений поможет снизить парниковый эффект и вернуть большее количество углерода в почву. Наиболее перспективными растениями являются лиственные культуры по типу клена, яблони, цитрусовых, томатов. Увеличение сельхоз площадей с данными культурами поможет увеличить долю возвращенного углерода в почву на 25-30% минимум.
  • Внедрение современных технологий в аграрный и животноводческий сектора экономики. На долю сельскохозяйственного сектора экономики приходится до 60% потерь углерода. Во многом это связано с низкой эффективностью производства и использованием устаревших методик обработки почвы.
Рейтинг крупных компаний и корпораций, выделяющих средства на развитие карбонового земледелия возглавили: Microsoft; Amazon; Google; Walmart; Apple; Ikea; Pepsico; General mills; Danone; Cargill; ADM Эти компании поставили цель добиться нулевых выбросов углекислого газа в атмосферу к 2040 году, увеличить площади плодородных земель на 2 млн. га, внедрить методы устойчивого земледелия и секвестрации углерода почвами. 

Какова эффективность внедрения карбонового земледелия на смену действующим способам культивации земель? 

По оценкам американских экспертов Техасского Университета A&M на массовое внедрение карбонового земледелия потребует 5-10 лет, чтобы довести его долю до уровня 60-75% по всему миру. После этого понадобится порядка 5-6 лет, чтобы компенсировать парниковый эффект и охладить атмосферу. Достаточно будет посадить и взрастить триллион растений, чтобы добиться желаемого результата. Лидерами по выбросам углекислого газа в окружающую среду на сегодня являются Россия и Индия, поэтому начинать внедрять принципы карбонового земледелия нужно именно с них. Российский союз инженеров rusue.ru считает, что большой интерес будут представлять перепродажи квот за загрязнение воздуха фермерами производственным компаниям.



Строительство завода по производству тротуарной плитки. Новые направления. Рентабельность. Опыт Российского союза инженеров и ведущих инжиниринговых компаний. Ведущие производители в России.

Темпы потребления тротуарной плитки в России растут на 5-10 % ежегодно, соответственно увеличиваются объёмы производства. По данным исследовательской компании TEBIZ GROUP в прошедшем году объём выпуска продукции только в Центральный ФО составил 10,3 млн.м2. Важно, что внутреннее производство в 55 раз превышает импорт. Но все же импорт еще есть так что куда развиваться в этом направлении вполне понятно. На 2022 г. прогнозируемый спрос должен составить не менее 15 млн. м2. плитки. Такая динамика создаёт предпосылки для масштабирования существующих производителей,  а также финансовых вложений в отрасль, с целью создания новых мощностей.

Чтобы не ошибиться и правильно оценить инвестиционные перспективы проекта строительства предприятия по производству тротуарной плитки, необходимо рассмотреть как существующие технологии, так и ноу хау. Наряду с привычными видами плиточного дорожного покрытия, изготовленного на основе бетона, набирают популярность нестандартные виды изделий. Новинки отличаются повышенной износостойкостью и уникальными эксплуатационными характеристиками. На сегодняшний день их применение носит локальный характер, удовлетворяя потребности узкого круга пользователей. В Российском союзе инженеров www.rusue.ru считают, что плитка из новых материалов имеет большой потенциал и в будущем вытеснит с рынка некоторые привычные виды тротуарного покрытия.

Существующие и новые виды тротуарной плитки                    

В настоящее время, в массовом производстве используются две технологии изготовления тротуарной плитки из бетона с добавление пластификаторов и красителей.

  1. Вибропрессование. Процесс с высокой степенью автоматизации, позволяет выпускать более 1000 м2. плитки в смену. Технология рассчитана на производство изделий высокого качества с широкой цветовой гаммой.

  2. Гипервибропрессование. Технологию ещё называют полусухим прессованием, за счёт высокого давления сжатия более 20 МПа, а затем, температурной обработки в пропарочных камерах. В результате получается плитка с улучшенными прочностными характеристиками. Что очень востребовано. А за счёт использования мраморного известняка, минералов и пигментов удаётся получить широкий спектр дизайнов и цветовых решений.

Плитка, выпускаемая методами вибропрессования и гипервибропрессования, полностью соответствует требованиям ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия». 

Всё больше обращают на себя внимание новые или не столь популярные виды тротуарной плитки.

  1. Клинкерная плитка для мощения дорог. Выпускается по технологии используемой для изготовления кирпича. Глина вначале формуется, а затем обжигается при температуре 150 оС в тоннельной печи. Метод позволяет производить значительные объёмы продукции, ограниченного ассортимента геометрических форм и цвета.
  2. Полимерпесчаная плитка, производится из мелкофракционного песка, дроблённых отходов полимеров и красителей. Смесь нагревается до температуры плавления полимера, а затем формуется под высоким давлением. Изделия обладают высокой износостойкостью и функциональностью, а также возможностью получать плитку разной геометрии и цветов. Но ввиду сложности оборудования, технология пока не получила широкого применения.
  3. Резиновая плитка для пешеходных и игровых зон. У процесса производства резиновой плитки есть ряд весомых недостатков: ограниченность сырья и сложность оборудования. Также спорной является целесообразность повсеместного применения.
  4. Для декоративных целей, а также, в случае необходимости мощения дорог повышенной устойчивости к нагрузкам используют плитку из природного камня – брусчатку. В качестве сырья используют следующие горные породы: гранит, мрамор, кварцит, травертин. Плитку производят методом распила, поэтому брусчатка в 99% случаев имеет прямоугольную форму.

«Если рассматривать нетрадиционные виды продукции, как потенциально привлекательные для инвестиций, то на сегодняшний день потребитель не готов к массовому использованию, например, полимерпесчанной или резиновой плитки. А вот как изделия расширяющие ассортимент стандартной бетонной плитки, изготовленной методом вибропрессования, новинки будут востребованы и привлекут к производителю дополнительных клиентов» - говорят специалисты «Генеральной подрядной компании «Строительная индустрия» stroindastri.ru.

Инфраструктура и оборудование

Что целесообразнее построить новое здание или адаптировать неиспользуемые производственные помещения, бывших заводов? По мнению представителя «Инжиниринговой Компании «2К» www.ik2k.ru Сергея Морозова, в городах достаточно пустующих цехов пригодных для размещения оборудования. Важным плюсом существующих зданий считается их адаптация именно для изготовления массовой продукции. Площади размещены под одной крышей, это позволяет экономно разместить технологические линии, а также склады сырья и готовой продукции. Зачастую, в таких зданиях сохранились инженерные коммуникации в виде трубопроводов для подачи воды, вентиляции, электрической разводки.

Гораздо важнее правильно подобрать оборудование, исходя из предполагаемого производственного плана, возможностей наладить своевременное техническое обслуживание и ремонт, а также инвестиционных возможностей. Специалисты «Инжиниринговой Компании «2К» www.ik2k.ru рекомендуют обратить внимание на европейских производителей автоматизированных линий для производства тротуарной плитки, таких как HESS GROUP, OMAG, Scandinavian & UK Machines или CGM. Формовочное и сопутствующее оборудование рассчитано на применение современных пигментов  LanXess или технологию окрашивания ColorMix – это значительно расширяет ассортимент плитки, а также даёт ощутимые конкурентные преимущества.

Готовая плитка отвечает требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 17608-2017, по следующим характеристикам:

  • прочность при сжатии - не менее 30 МПа;

  • истираемость - не более 0,7 г/см2;

  • устойчивость к температурным перепадам - не менее 200 циклов;
  • впитываемость влаги - не более 5%.

С целью обеспечения всеобъемлющих требований к качеству процессов, Российский союз инженеров www.rusue.ru рекомендует внедрить на предприятии систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ISO 9001.

Экономика бизнеса

Перед тем как приступить к реализации проекта, инвестора интересует ряд ключевых показателей. Требуемые первоначальные вложения на:

  • ремонт помещения;

  • закупку оборудования;

  • монтажные и пусконаладочные работы;

  • закупку первой партии сырья и материалов;

  • срок окупаемости проекта, на него влияют следующие факторы:

  • объём сбыта продукции в м2.;

  • стоимость единицы изделия в м2.;

  • себестоимость производства единицы изделия м2.;

  • рентабельность бизнеса.

По оценкам специалистов, первоначальные затраты составят около 50 млн. руб., точки безубыточности предприятие достигнет на 5-ом месяце функционирования, инвестор вернёт средства спустя 11 месяцев после ввода производства в эксплуатацию. Рентабельность производства составляет порядка 40%.

Производить тротуарную плитку выгодно! Недаром, в России сложился пул лидеров в области массового производства этого вида продукции.

Ведущие компании-производители тротуарной плитки в России

Несмотря на то, что российский рынок тротуарной плитки поделен между региональными компаниями-производителями. В стране существует ряд предприятий-лидеров, чьи технологические и производственные возможности позволяют поставлять продукцию не только для внутренних потребителей, но и на экспорт.

  1. Группа компаний «Выбор» управляет пятью заводами на европейской части РФ, с суммарной годовой производственной мощностью более 2,5 млн. м2. плитки. Предприятие в основном использует технологию полусухого вибропрессования, поставляя продукцию высокого качества.

  2. Запущенный в 2013 году завод компании «Бравер» производит более 2,5 млн. м2. плитки в год. Технология позволяет выпускать изделия, декорированные под: листопад, древесную кору, дикий камень.
  3. Плитку завода «Штайнгот» знают благодаря необычному декору и разнообразию оттенков получаемых за счёт  использования пигментов LanXess (Германия).
  4. Более 15 лет ООО «Бекам» производит плитку под маркой «Готика», поставляя на рынок более 5 млн. м2. плитки в год. Плитка «Готика» уложена на Старом Арбате, вокруг Храма Христа Спасителя, в Александровском саду и в других знаковых московских районах. Потребители имеют возможность выбора из 100 разновидностей фактур и оттенков.

Для вывода на рынок инновационной продукции, важным является не только опыт производителей, но и участие отечественных проектных и инжиниринговых компаний.

Пути увеличения спроса на тротуарную плитку

Многие проектные организации при разработке планов застройки или благоустройства районов населённых пунктов, по старинке закладывают в сметы асфальтобетонное покрытие улиц. Но эта практика уходит в прошлое.

Если дело касается проезжей части дорог, то такое решение оправдано ввиду значительной транспортной нагрузки. Но обустройство пешеходных зон и придомовых территорий целесообразно выполнять тротуарной плиткой. Она имеет ряд весомых преимуществ, среди которых:

  • пропускает воду во время дождя – отсутствуют лужи и не накапливается грязь;

  • легко и быстро заменяется в случае разрушения;

  • имеет привлекательный внешний вид, за счёт возможности комбинировать форму и цвет.

Тротуарная плитка будет востребована ещё не одно столетие.



Строительство промышленного производства сантехнического оборудования в России. Топ-10 производителей сегодня

Сантехнические приборы устанавливаются в жилых, коммерческих, общественных, промышленных зданиях. В квартирах их больше, они разнообразнее по видам, формам, расцветке. Кризис и санкции на производителей сантехники отразились положительно. Продукция стала более доступной по стоимости, повысилась конкурентоспособность. Благодаря увеличению объема продаж появились средства для модернизации и расширения производственных мощностей. За последние 10 лет открыты новые заводы в нескольких регионах, предлагающие самые современные сантехнические приборы. Российский союз инженеров rusue.ru составил рейтинг, основанный на выборе сантехнического оборудования при выполнении соответствующих работ ведущими инжиниринговыми компаниями российского рынка.

Самые молодые российские производители сантехники

Спрос начал снижаться еще до пандемии, в период с 2016 до 2020 года снижение продаж составило 2,5%. Несмотря на программу льготной ипотеки для многодетных семей за 2020 год (по сравнению с предыдущим) снижение составило 8,3%. Причина — зависимость спроса от покупательской способности.

Несмотря на сложную экономическую ситуации было открыто множество новых заводов:

  • ООО «Andrea» (Нижний Новгород, 2015 год) — ванны и поддоны для душа из литьевого мрамора;

  • MARZE (Калининград, 2016 год) — полотенцесушители (электрические, водяные) из нержавейки, продукция поставляется по всей стране;
  • Композит Стоун (Санкт-Петербург, 2014 год) — голькоутовые ванны;
  • BaltGran (Железногорск) — каменные мойки;
  • НЕПТУН (Новокузнецк_ - полотенцесушители из хромированной стали (П, Ш, М-образные);
  • ПМ-КОМПОЗИТ (Тольяти, 2015 год) — каменные мойки;
  • MaxSTONE (Ульяновск, 2018 год) — мойки из натурального гранита;
  • Эстет (Кострома, 2012 год) — элитная сантехника;
  • RUSANT (Новосибирск, 2014 год) — смесители;
  • завод сантехнической керамики в Орле, 2020 году.

Был найден эффективный метод противостояния кризису. По данным Data Insight количество заказов материалов для ремонта (в том числе сантехнических приборов) через интернет за 2020 год увеличилось на 77%.

ТОП-10 иностранных и отечественных производителей

По мнению специалиста Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru, определить, какой бренд лучший, практически невозможно, под каждым выпускается лишь один или несколько видов сантехнических приборов. Потребители ориентируются на функциональность, наличие сертификата, гарантии, сервиса в конкретном регионе. Стоимость чаще всего не на первом месте.

ТОП-4 европейских брендов

На первом месте Weltwasser (Германия, г. Вюрселен). У компании 2 завода, 20 инженеров, 250 сотрудников. Главными характеристиками сантехнических приборов этот производитель считает надежность, практичность и хороший внешний вид. Ассортимент:

•         квадратные, полукруглые, треугольные душевые кабины;

•         низкие и высокие поддоны;

•         гарнитура (лейки, шланги, смесители);

•         шторки;

•         стеклянные панели-ограждения Walk-In.

Первое место присуждено благодаря пятилетней гарантии, хорошей информационной и технической поддержке. Сайт на 4-х языках, продажами в России занимаются дилеры, однако консультации предоставляет производитель.

На втором месте Orans с одним заводом вблизи Мюнхена и четырьмя в Китае, продажами в 50-и странах. Ассортимент:

•         ванны;

•         душевые поддоны, кабины, ограждения;

•         унитазы, биде;

•         раковины.

На производстве используется санфаянс, изготовленный из немецкого сырья. Потребителей привлекает возможность дополнить сантехнику мебелью того же производителя. Это дает возможность создать в ванной единый стиль.

На третьем месте ROCA из Барселоны с производственными площадями в Италии, Швейцарии, Испании, Чехии, продажами в 170-и странах. В каталоге:

  • душевые кабины и поддоны;

  • чугунные, стальные, акриловые ванны;
  • биде и унитазы;
  • Spa;
  • мойки для кухонь;
  • раковины (полу-встраиваемые, накладные, настенные, врезные);
  • краны;
  • мебель для ванных, зеркала, светильники, инсталляции.

Покупателей привлекает высокое качество, функциональность, яркий внешний вид, доступность товаров для различного бюджета.

На четвертом месте Laufen из Швейцарии с опытом изготовления сантехники более 100 лет. В каталоге:

•         ванны;

•         отдельно стоящие и встраиваемые раковины;

•         мини-раковины;

•         унитазы, писсуары, биде;

•         переливы, сливы;

•         зеркала;

•         тумбочки и шкафы-колонны.

Покупатели отмечают креативный дизайн, упрощение выбора благодаря разделению на коллекции. 

Любители изысканных интерьеров отмечают изделия MIGLIORE. Привлекает презентабельный, изысканный вид сантехнических приборов. Cersanit из Польши предлагает недорогое оборудование с прекрасной функциональность. Приборы выполнены в простом стиле, нетребовательные в уходе.

ТОП-4 российских брендов по мнению Инжиниринговой Компании «2К»

Отечественные товары доступны по цене, часто становятся хорошей альтернативой европейским. Это прекрасный вариант для первого ремонта молодой семьи.

На первом месте Band Hours с двумя заводами (в Санкт-Петербурге и Иваново) с дистрибьюторами в 100 городах России. Производятся в основном душевые кабины, панели, шторки, поддоны, аксессуары. В каталоге более 150-и наименований. Много положительных отзывов о гидробоксах с гидро- и аэромассажом. Первого место бренд удостоен благодаря нетривиальному подходу к душевым кабинам, возможности установить их практически в любом месте.

На втором месте Aquanet с многолетним опытом и широким выбором аксессуаров. В каталоге:

  • чугунные, стальные, акриловые ванны;

  • душевые уголки и боксы;
  • унитазы, биде и раковины из санфаянса;
  • сложные сдвоенные умывальники для общественных зданий;
  • держатели фенов, зеркала, сидения и поручни для инвалидов;
  • мебель для ванных.

Aquanet официальный дилер брендов Rosa, Winkel, Mepa Paffoni, Kirovit, поэтому при выборе необходимо уточнять, какому бренду принадлежит товар. 

На третьем месте Santek, использующий для изготовления напольных и компактных подвесных унитазов санфаянс и керамику, импортную арматуру и надежные пластиковые сидения. В каталоге можно выбрать оборудование с универсальной установкой. Недавно этот производитель стал выпускать акриловые ванны различных форм, размеров, стилей. Потребителей привлекают доступные цены, простота использования и ухода.

На четвертом месте Iddis из Санкт-Петербурга, предлагающий товары, максимально соответствующие российским условиям. При разработке новых моделей инженеры учитывают замечания потребителей, собранные сервисными службами. Основная продукция — стойки, кронштейны, смесители, лейки для душа с оптимальными размерами, покрытием, защищающим от образования ржавчины.

Популярность набирает продукция Triton, изготовленная исключительно из российского сырья с использованием особой технологии. Это позволяет предлагать качественную сантехнику по доступной цене.

ТОП-2 китайских брендов

Первое место можно отдать бренду Niagara. В каталоге:

•         ванны;

•         унитазы, в том числе из черного фарфора;

•         душевые боксы, уголки;

•         поддоны, панели для душа;

•         мебель.

Изделия классические и асимметричные, основное преимущество — повышенная прочность комплектующих. Потребителей привлекают низкие цены.

На втором месте Aqualux, производящая продукцию, разработанную в Италии. Благодаря наличию исследовательской программы выпускаются только товары, на которых есть спрос. На производстве применяются европейские технологии, но цена доступнее (нет функций, которые большинству не нужны). Предлагаются уникальные товары: джакузи и мобильные бассейны из усиленного ПВХ.

Как идет процесс замещение импорта по  мнению Инжиниринговой Компании «2К»

Во время карантина многие российские предприятия уменьшали объемы производства, сокращали работников. Потребители из-за неопределенности не спешили тратить сбережения. Аналитики прогнозировали, что изготовление отечественной сантехники будет сокращаться вплоть до 2024 года. Однако прогноз не оправдался. Отрасль перенесла продажи в интернет,

Полностью заменить импортные товары невозможно из-за особенностей ассортимента продукции российских производителей:

•         69% сантехника для туалетов;

•         22% мойки и раковины;

•         9% смесители.

Если оценивать качество, то нельзя уверять, что все импортное отличное, отечественное плохое. У русских имеется не очень хорошее качество — искать недостатки в товарах российского производства и не замечать в импортных. На практике лишь специалист может определить, под каким брендов выпущена продукция.

У большинства производителей есть отличные товары для всех ценовых категорий, соответствующие требованиям стандартов. Только покупатель может определять, сколько готов потратить за конкретный предмет. Яркий пример — изделия завода Сантек, произведенные на немецком оборудовании и продающиеся с гарантией на 10 лет. 

Особенности выбора места для строительства сантехнического производства

Место под строительство выбирается, ориентируясь на следующие критерии:

  • наличие земельных участков, пригодных для промышленного строительства;
  • расстояния до поставщика сырья, потребителей продукции;

  • возможность, условия снабжения электроэнергией, водой;

  • расстояние до населенного пункта или промышленного района;

  • наличие и состояние транспортных путей;

  • наличие канализационной сети или места для утилизации стоков;

  • возможность привлечения местной рабочей силы и стройматериалов.

Качество участка самый важный параметр для проектирования и строительства.

Особенности строительства сантехнического производства

Для разработки проекта привлекается организация, имеющая разрешительную документацию и опыт, ошибки влекут за собой запрет на эксплуатацию здания.

Представить Инжиниринговой Компании «2К» www.ik2k.ru рекомендует перед заказом проекта определить структуру производства (предусмотреть площади для каждого подразделения и связи между ними). Не рекомендуется размещать на одном предприятии более 3-х цехов.

В проекте важно учесть:

•      размещение оборудования;

•      планировку территории и инженерных сетей;

•      транспортную логистику;

•      требование к охране труда, пожаробезопасности;

•  экологическую безопасность (агрессивность и температуру среды в процессе производства, вибрации, загазованность).

Важно, чтобы проектировщик предоставлял трехмерную модель, позволяющую заранее определить правильность размещения каждого компонента: проходов, складов сырья и готовой продукции, подсобных и бытовых помещений.

В проекте указывается:

•         вид фундамента;

•         конструкция несущих сооружений;

•         размеры пролетов;

•         тип кровли;

•   расположение всех помещений, включая те, которые предназначены для подвода сетей.

Здание может быть капитальное, металлокаркасное, бескаркасное. Первый вариант самый дорогостоящий, так как для возведения стен используется бетон или кирпич.

Готовое здание:

•         устойчиво к механическим повреждениям;

•         обладает высокой огнестойкостью;

•         быстро ремонтируется и восстанавливается;

•         служит до 50 лет.

Важно помнить, что качество и долговечность здания будет зависеть от качества стройматериалов.

При использовании бетона требуется проверка качества на всех этапах:

•         при подготовке смеси;

•         в процессе бетонирования;

•         при распалубке;

•         на этапе приемки здания.

Перед вводом в эксплуатацию чаще всего используется тепловизионный контроль, позволяющий определить качество материалов и монтажа, своевременно устранить все дефекты:

•         щели, трещины;

•         грибок, плесень;

•         дефекты дверных и оконных конструкций;

•         протечки трубопроводов;

•         дефекты электросети.

Такая проверка позволяет без проблем получить разрешение на эксплуатацию, сократить издержки на содержание и обслуживание здания. Но как всегда говорит Российский союз инженеров www.rusue.ru, выбор данного оборудования всегда остается за вами.



ТОП - 10 идей ESG-трансформации в России. Основные идеи, направления развития, сроки. Выгоды и риски. Мнение Российского союза инженеров и ведущих инжиниринговых компаний

Cегодня бизнеспереживает глубокую и направленную трансформацию в пользу объединения воедино социальных, экономических, экологических аспектов и создания единой системы управления. Эффективные и сберегающие аспекты в управлении - главный ключ к устойчивому развитию компании, региона, общества и страны. Подобных принципы и идеи объединены термином ESG-стратегия (environmental, social, governance). В ближайшие десятилетия грядет глобальный переход на ESG-стратегии бизнеса в мире и полное переосмысление ведения бизнеса как такового.         

Не секрет, что ряд бизнес-моделей, используемых сегодня не соответствует своему времени и показывает дальнейшую ущербность использования как для окружающей среды, так и конкретных компаний. Это мнение поддерживает и председатель совета директоров Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru Иван Андриевский: «Мы живём в такой период, когда отточенная и яркая мысль двигает экономику вперёд больше, чем деньги, а знания приобретают ключевое значение для успеха всего дела в целом. Поэтому мы сосредоточили своё внимание на инжиниринге, специальных знаниях и технологиях».

ТОП-10 идей ESG-трансформации в России

ESG-концепция ведения бизнеса делает ещё только первые шаги в России. Это во многом связано со слабой централизацией бизнеса, неравномерностью развития регионов, накопившимися экологическими проблемами, использованием отсталых методов и стратегий развития сельского хозяйства, нерациональным использованием природных ископаемых. Предстоит многое сделать и объединить воедино, если ставится задача устойчивого развития страны и соответствия бизнеса международным стандартам, которые сейчас сильно завязаны на «зелёных» принципах. ESG-трансформация способна затянуться в России на 8-10 лет. Наиболее перспективными идеями в этой области считаются:

  1. Переход на карбоновое земледелие. Это позволит одновременно решить несколько проблем: сохранить плодородность земель и снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. В первом случае открываются возможности для вовлечения заброшенных земель в цикл сельского хозяйства и повышение его эффективности. Во втором случае Россия имеет все перспективы стать мировым лидером по продаже квот на загрязнение парниковыми газами и превратить это в государственный бизнес ничем не уступающей торговое нефтью. По мнению экспертов Высшей школы экономики, потенциальный доход от внедрения квот на единицы выбросов позволит России получать 50 млрд. долларов ежегодно. 

  2. Альтернативная и возобновляемая энергетика. Декарбонизация предполагает отказ от привычного сжигания топлива в виде полезных ископаемых и вовлечение новых или слабо используемых источников. Объединенный инжиниринговый центр www.инжиниринговый-центр.рф  считает, что в первую очередь рассматривают солнечную энергию, ветряную и водную энергетику. Подобные проекты уже присутствуют в России. Например, CЭС Перово, Старомарьевская СЭС, Кочубеевская ВЭС.  Предполагается, что к 2050 году суммарная доля ВИЭ в производственном цикле составит минимум 60% от всех мощностей. Кроме того, использование альтернативных источников энергии предполагает полное изменение системы труда на производстве в пользу автоматизации и повышения безопасности. Российский союз инженеров rusue.ru поддержал эти идеи еще в 2017 году, и получил патент на собственный способ аккумулирования и производства электроэнергии.

  3. «Зелёные» облигации. Специальные ценные бумаги, предназначенные для стимулирования и поддержки экологических проектов. Принципы использования и выдачи «зелёных» облигаций обозначены в единую систему под названием GBP, которую сформировала и представила международная организация ICMA. Выдача «зелёных» облигаций закреплена за компанией-верификатором, в роли которых выступают рейтинговые агентства. Первые «зелёные» облигации были запущены в России в 2019 году. На сегодня самым крупным эмитентом в РФ является РЖД. «Зелёные» облигации подразумевают переход на экологически чистые виды производства и создание устойчивой эколого-социальной среды.

  4. «Голубой» и «зелёный» водород. Водородное топливо рассматривают в качестве реальной альтернативы газу и нефти, потому что оно в разы дешевле и гораздо чище по выбросам. По мнению специалиста Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru «голубой» водород получают путем тепловой конверсии при этом побочный продукт в виде углекислого газа улавливается и не выводится в атмосферу. «Зеленый» водород получают путем гидролиза воды. При этом выбросы в атмосферу углекислого газа равняются нулю. Бывший министр Минэнерго РФ Александр Новак прогнозируют отказ от газа и нефти в качестве топлива к 2060 году, а долю водородных источников от общего количества прогнозирует на уровне 36-40%. Тем самым получится сократить эмиссии углекислого газа в атмосферу до нуля и создать устойчивые энергетические системы, которые работают на замкнутом и высокоэффективном цикле.

  5. Социальные облигации. Как и «зелёные» облигации социальный подвид предназначен для поддержания активных социальных программ и проектов, направленных на улучшение и повышение качества жизни. В приоритете для продвижения и развития проекты, связанные с повышением уровня образования и профессиональных навыков, модернизацией системы здравоохранения и оказания медицинских услуг, уменьшением числа бездомных, созданием приютов для животных, улучшением условий труда на производстве, созданием гармоничной социальной среды для детей и их развития. Социальные облигаций были впервые реализованы в России в 2020 году силами компании МТС. Посредством социальных облигаций были реализованы проекты по подключению телефонии и интернета на социально значимых объектах по типу больниц, школ, детских садов.

  6. ESG-фонды различной направленности. Поддержка и инвестирование подобных проектов ведётся через ПИФы, которые путем прямых инвестиций или покупки облигаций поддерживают и продвигают компании, придерживающиеся принципов ESG-стратегии развития. Тем самым обеспечивается градация компаний и составление системы определенного рейтинга отражающих степень вовлечённости в ESG-трансформацию инвесторов и их предложений. Подобные проекты есть у ВТБ банка, которые представлены несколькими фондами, инвестирующими в акции российских компаний, соблюдающих ESG-принципы и в облигации. Аналогичную программу запустил СБЕР – «Фонд СБЕР - Ответственное инвестирование».

  7. Проекты по очистке и охране водных ресурсов. На территории РФ сосредоточены громадные запасы питьевой воды, свыше 30% из них загрязнены и 42% сильно загрязнены. Проекты строительства очистных сооружений и сокращение уровня сбросов сточных вод в пресные водоемы позволят стать России одним из трёх крупнейших экспортёров пресной воды за рубеж и восстановить уровень развития рыбного хозяйства на уровне 80-х годов 20 века. В условиях таяния ледников, роста населения планеты пресная пола становится ценным ресурсов, а с помощью выдачи государственных квот на продажу воды этот процесс станет одним из важных аспектов предстоящей ESG-трансформации. Среди удачных проектов в данной нише стоит отметить ярославские очистные сооружения компании АО «Хром» и очистные сооружения в Волгореченске, которые будут введены в эксплуатацию в 2021 году.

  8. Утилизация и переработка отходов. Количество бытового мусора продолжает расти с каждым годом. Преимущественно это различная упаковка: картон, полиэтилен, пластик. Большинство остатков подобного мусора не поддаются разложению в естественных условиях. Для их утилизации необходимо строить перерабатывающие предприятия. Объединенный инжиниринговый центр www.инжиниринговый-центр.рф  считает. что переработка и создание цикла производства на уровне эффективности 90-95 % позволит сохранить природные ресурсы, очистит планету от засорения, что точно соответствует глобальной стратегии «зелёного» и устойчивого развития. Переработка отходов пластика позволит вернуть до 40% использованного сырья в производственный цикл. Удачными примерами развития подобных идей являются заводы по переработке пластика в Барнауле, Архангельске, Владимире.

  9. Программы и проекты по лесовосстановлению. Для поддержания устойчивого состояния биосферы требуется высадить как минимум триллион растений. Этой цифры достаточно для того, чтобы снизить эмиссии углекислого газа до нуля и сохранить плодородие почв. По мнению специалиста Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru, древесина остаётся ценным экспортным сырьем и ставка на нее не будет снижена в ближайшие десятилетия. Примером работающего проекта по лесовосстановлению на основе принципов ESG выступает компания «Полюс» из Иркутской области, которая провела кампанию по высадке хвойных растений, которые обеспечат прирост как минимум на 1 300 000 единиц деревьев в ближайшие 8-10 лет.

  10. Программы по охране труда. Травматизм на производстве, слабая организация труда, отсутствие условий для безопасной работы и многочисленные нарушения техники безопасности приводят к тому, что возникает травматизм, падает эффективность труда и отсутствуют стимул к работе. По мнению специалиста Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru, создание карты рисков сотрудников и программ по их снижению - актуальное решение по улучшению ситуации. Особенно такие решения требуются для крупных производств по типу лесозаготовки, деревообработки, тяжёлой металлургии, строительной отрасли. Успешный проект в данной сфере запустила компания «Полиметалл», и тем самым снизила риски травматизма на 38% за год.

ESG-трансформация: выгоды и риски. Мнение Российского союза инженеров и ведущих инжиниринговых компаний страны

ESG-трансформация в России двигается медленными темпами. Этому есть объяснения. По мнению специалиста Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru во-первых, российским инвесторам не хватает информации и осведомленности о возможностях и сильных сторонах ESG-стратегии. Это привело к тому, что многие инструменты и наработки не используются в полной мере, что снижает интерес компаний к новому направлению инвестирования.

Во-вторых, отсутствуют как таковые единые стандарты ESG-трансформации. Это затрудняет оценку и проверку достоверности заявленных ESG-факторов, и репутацию отдельных фондов. В такой ситуации ESG-стратегия развития может рассматриваться как прикрытие для нивелирования основной деятельности компании, идущей вразрез с принципами ESG-трансформация. Это повышает риски инвестирования и требует тщательного отбора партнеров. Руководящий состав Генеральной подрядной компании «Строительная индустрия» stroindastri.ru рекомендует привлекать в работу специалистов и экспертов только из проверенных организаций.

В-третьих, учитывая новизну ESG-направления бизнеса пока ещё нет достаточной информации для объективной оценки перспектив инвестирования в данной нише. «Говорить о конкретных перспективах ESG-трансформация в России правомерно будет через 5-7 лет, когда на практике будет внедрён ряд инструментов, а число вовлечённых компаний превысит 1000», - считает главный инженер Инжиниринговой Компании «2К» ik2k.ru.

На сегодня свой интерес к ESG-трансформации проявили порядка 200 компаний в России. Главной проблемой, которая оттягивает яркий старт ESG-инвестиций в России является разное видении ESG-стратегии инвесторами и компаниями-партнерами, участвующими в трансформации бизнеса. На одной чаше весов - денежные активы, на второй - новые принципы ведения бизнеса и точное следование стандартам. Пока два этих компонента не объединятся воедино создать эффективную и рабочую ESG-стратегию устойчивого развития не получится.



Водородные топливные элементы, зарядные станции для автотранспорта: рекомендации Российского союза инженеров

В последние десятилетия все больше внимания уделяется топливным элементам, работающим на водороде. При их работе на выходе получаются водяные пары, тепловая и электроэнергия. Такая система намного чище, не загрязняет окружающую среду выхлопными газа или токсичными веществами. Область применения водородных элементов велика:

  • от транспортных средств до отопления и электрификации домов;
  • от аварийного электропитания различных служб и учреждений, до батарей для портативных ноутбуков и планшетов.

По своим характеристикам и КПД водородные элементы намного превосходят традиционные двигатели внутреннего сгорания. Не удивительно, что разработчики и конструкторы крупных производственных корпораций предлагают все новые, эффективные решения, а также виды техники и оборудования, работающие на водороде.

Топливные элементы на водороде – технологии будущего

По мнению специалистов Инжиниринговой Компании «2К» www.ik2k.ru, за водородными топливными батареями стоит огромное будущее. Если XX век прошел под знаком двигателей внутреннего сгорания, то в ближайшие несколько десятилетий прогнозируется переход на экологичные и экономичные водородные системы. Основные принципы, на которых работают современные элементы, были открыты еще в тридцатые годы XIX века. Однако, прошло больше ста лет, прежде чем люди научились применять электроэнергию, получаемую при соединении водорода и кислорода.

Водородные топливные системы уже доказали свою эффективность. Их используют в автобусах и вилочных погрузчиках, работающих на предприятиях питания, в цехах с определенным микроклиматом. Сфера их применения распространяется на водный транспорт, летательные и космические аппараты, подводные лодки и военную технику. Данный тип топливных элементов имеет разные размеры, поэтому их подбирают по сфере использования и необходимой мощности. При весе 10 кг выдаваемая мощность составляет 5 кВт. Такие изделия применяются на различных видах техники, для электропитания стационарных объектов, домов. Миниатюрные источники используют в мобильных устройствах, ноутбуках, для небольших нагревательных приборов. По сравнению с привычными литий-ионными батареями они более компактны, выдают больше энергии, а служат намного дольше.

Описание водородного топливного элемента

В отличие от общеизвестных генераторов электротока, водородные генераторы не содержат движущихся механизмов, валов и роторов. Следовательно, работают они совершенно бесшумно, без вибраций. Конструкция устройства представляет своего рода батарею, работающую на электрохимических принципах. В нем есть два электрода: анод с отрицательным знаком и катод с положительным.

Они разделены протонопроводящим электролитом или мембраной. В процессе работы на катод поступает кислород из окружающей среды, а на анод – водород в виде газа из резервуара. Происходит электрохимическая реакция, в результате которой получается электроток, небольшое количество тепла и воды.

  • Водород теряет свои электроны, после чего его ионы притягиваются к катоду.
  • Электроны, в свою очередь, попадают во внешнюю электросеть, создавая постоянный ток, питающий оборудование.
  • Кислородные молекулы на катоде объединяются с водородными протонами и электронами, образуя в результате воду.

Источником топлива может служить разное сырье: вода, метан, природный газ, биогаз. При этом строгой чистоты газа не требуется.

Существует два типа топливных элементов на водороде – низкотемпературные и высокотемпературные. Первые работают на чистом водороде, который сложнее получить. Второй тип менее требователен к качеству топлива. Наиболее перспективными на сегодняшний день считаются водородно-воздушные топливные элементы, на которых установлены специальные протонопроводящие мембраны.

В чем заключается выгода использования водородных ячеек

По мнению специалистов Инжиниринговой Компании «2К» www.ik2k.ru топливные элементы, работающие на водороде, обладают следующими уникальными качествами:

  • Высокий уровень КПД и безопасность.
  • Возможность беспроблемной эксплуатации в любых температурных режимах, включая сильную жару и сибирские морозы.
  • Водородные элементы не склонны к саморазрядке. Они держат заряд на заявленном уровне в течение всего срока эксплуатации, работают, пока есть источник топлива, то есть, водород и кислород.
  • Срок службы элементов составляет 10-15 лет, в отличие от обычных аккумуляторов, которые необходимо перезаряжать или выбрасывать через 2-5 лет.
  • Полностью отсутствуют звуки работы двигателя, вибрации, тепловые пятна.
  • Так как в изделиях полностью отсутствуют движущиеся или расходные части, они очень надежны и долговечны. Не требуют ремонтов, замены расходников, смазки или регулярного ТО. Вероятность выхода из строя водородного топливного элемента составляет 0,00001%, что ничтожно мало.
  • Время автономной работы элемента можно корректировать в большую или меньшую сторону, меняя количество или объем водородных резервуаров.
  • Не наносит вред природе, окружающим людям, самому владельцу техники.
  • Выделяющееся в процессе работы батарей тепло можно использовать на обогрев зданий, сооружений, обеспечения климат-контроля в транспортном средстве.
  • Широчайшая область применения. Именно на таких элементах сегодня производят двигатели для БПЛА и космических станций, источники бесперебойного питания для цифровой аппаратуры, портативные, экологичные батареи высокой энергоемкости.

По мнению экспертов Объединенного инжинирингового центра http://инжиниринговый-центр.рф/, на сегодня есть только один минус данного типа топливных элементов – высокая стоимость. При изготовлении изделий используются катализаторы из платины, что сказывается на цене конечного продукта. Компании-разработчики ведут поиск альтернативного сырья со сходными характеристиками. Возможно, в скором времени водородные батареи перейдут из высшей ценовой категории в бюджетный, доступный для всех, сектор.

Зарядка водородных топливных элементов с помощью станций

Как и привычному автотранспорту, работающему на бензине, дизельном топливе или газе, водородным машинам требуются свои АЗС. Благодаря современному оборудованию, среднее время заправки составляет 3-5 минут, в зависимости от емкости резервуара.

Водородные заправочные станции делятся на три категории.

  • Стационарные. Располагаются возле оживленных автотрасс, населенных пунктов. Заехав на такую станцию, любой автовладелец может приобрести нужное количество водорода. Газ производится непосредственно на месте, или привозится. Как правило, владельцы заключают договора с химическими заводами, которые специализируются на производстве водорода, или вырабатывают его в качестве побочного продукта.
  • Мобильные. Состоят из резервуара, в которой хранится сжатый водород, и станции, вырабатывающей газ. Их можно транспортировать с места на место, устанавливать в закрытых помещениях или на улице (контейнерный тип). Станции предназначены для заправки техники в местах, где нет доступа к водородной инфраструктуре.
  • Домашние. Являются полноценной альтернативой стационарных АЗС и активно используются в тех регионах, где водородные автозаправки отсутствуют или не получили широкого распространения. Компактная станция способна производить от 200 до 1000 кг водорода в год. Этого достаточно для того, чтобы ежедневно заправлять до пяти машин в сутки. Процесс выработки прост: водород получают методом электролиза обычной водопроводной воды. Если установлен двухтарифный счетчик, то включение установки в ночное время позволяет сэкономить на оплате электроэнергии.

Концерн «Хонда» предлагает собственное, альтернативное решение энергетического вопроса: домашнюю станцию, вырабатывающую водород из природного газа. Универсальная установка с избытком обеспечивает электроэнергией и теплом частные дома, коттеджи, а часть водорода остается для заправки водородных автомобилей. Работы в этом направлении ведут также компании «Тойота», «ITM Power Plc» и «General Motors».

Российский союз инженеров www.rusue.ru предлагает обратить внимание на инновационные разработки по получению водорода из воды, природного или нефтяного газа, керосина. Они изящно решают наболевший энергетический вопрос и способствуют распространению экологичных, современных видов транспорта.

Уже существующие автомобили с водородным топливным элементом

Несмотря на неотработанную пока систему заправки автомобилей с водородными топливными элементами, компании-производители уже представили на суд потребителей передовые разработки. Наиболее удачной моделью оказалась машина марки «Toyota Mirai». По мнению специалистов Инжиниринговой Компании «2К» www.ik2k.ru так же стоит обратить внимание на водоробуса выпущенный ПАО «КАМАЗ». Который уже совсем скоро совершит свои первые рейсы по Москве.

Машина оснащена двумя моторами, с совокупной мощностью 113 кВт. Передние колеса работают за счет батареи топливных водородных элементов. Ее мощность составляет около 92 кВт. А от двигателя с батареей мощностью 21 кВт привод идет на заднюю ось. При разгоне машина подпитывается от батареи, которая подзаряжается при торможении. Чтобы разогнаться до скорости сто километров в час, требуется менее десяти секунд – это очень хороший показатель по мнению экспертов Объединенного инжинирингового центра http://инжиниринговый-центр.рф/.

На данный момент развитой системой заправочных станций для водородных автомобилей могут похвастаться Япония, США и Австралия. Германия обещает через несколько лет довести количество водородных АЗС до 4000. Осваивается массовый выпуск мобильных и домашних зарядных станций. Можно надеяться, что в ближайшее время интерес к экологичным, комфортабельным автомашинам, работающим на водородных топливных элементах, будет стремительно расти.


Водородные топливные элементы, зарядные станции для автотранспорта: рекомендации Российского союза инженеров

В последние десятилетия все больше внимания уделяется топливным элементам, работающим на водороде. При их работе на выходе получаются водяные пары, тепловая и электроэнергия. Такая система намного чище, не загрязняет окружающую среду выхлопными газа или токсичными веществами.

Область применения водородных элементов велика:

  • от транспортных средств до отопления и электрификации домов;

  • от аварийного электропитания различных служб и учреждений, до батарей для портативных ноутбуков и планшетов.

По своим характеристикам и КПД водородные элементы намного превосходят традиционные двигатели внутреннего сгорания. Не удивительно, что разработчики и конструкторы крупных производственных корпораций предлагают все новые, эффективные решения, а также виды техники и оборудования, работающие на водороде.

Топливные элементы на водороде – технологии будущего

По мнению специалистов Инжиниринговой Компании «2К», за водородными топливными батареями стоит огромное будущее. Если XX век прошел под знаком двигателей внутреннего сгорания, то в ближайшие несколько десятилетий прогнозируется переход на экологичные и экономичные водородные системы. Основные принципы, на которых работают современные элементы, были открыты еще в тридцатые годы XIX века. Однако, прошло больше ста лет, прежде чем люди научились применять электроэнергию, получаемую при соединении водорода и кислорода. Водородные топливные системы уже доказали свою эффективность. Их используют в автобусах и вилочных погрузчиках, работающих на предприятиях питания, в цехах с определенным микроклиматом. Сфера их применения распространяется на водный транспорт, летательные и космические аппараты, подводные лодки и военную технику. Данный тип топливных элементов имеет разные размеры, поэтому их подбирают по сфере использования и необходимой мощности. При весе 10 кг выдаваемая мощность составляет 5 кВт. Такие изделия применяются на различных видах техники, для электропитания стационарных объектов, домов. Миниатюрные источники используют в мобильных устройствах, ноутбуках, для небольших нагревательных приборов. По сравнению с привычными литий-ионными батареями они более компактны, выдают больше энергии, а служат намного дольше.

Описание водородного топливного элемента

В отличие от общеизвестных генераторов электротока, водородные генераторы не содержат движущихся механизмов, валов и роторов. Следовательно, работают они совершенно бесшумно, без вибраций. Конструкция устройства представляет своего рода батарею, работающую на электрохимических принципах. В нем есть два электрода: анод с отрицательным знаком и катод с положительным. Они разделены протонопроводящим электролитом или мембраной. В процессе работы на катод поступает кислород из окружающей среды, а на анод – водород в виде газа из резервуара. Происходит электрохимическая реакция, в результате которой получается электроток, небольшое количество тепла и воды.

  • Водород теряет свои электроны, после чего его ионы притягиваются к катоду.

  • Электроны, в свою очередь, попадают во внешнюю электросеть, создавая постоянный ток, питающий оборудование.

  • Кислородные молекулы на катоде объединяются с водородными протонами и электронами, образуя в результате воду.

Источником топлива может служить разное сырье: вода, метан, природный газ, биогаз. При этом строгой чистоты газа не требуется. Существует два типа топливных элементов на водороде – низкотемпературные и высокотемпературные. Первые работают на чистом водороде, который сложнее получить. Второй тип менее требователен к качеству топлива. Наиболее перспективными на сегодняшний день считаются водородно-воздушные топливные элементы, на которых установлены специальные протонопроводящие мембраны.

В чем заключается выгода использования водородных ячеек

По мнению специалистов Инжиниринговой Компании «2К», топливные элементы, работающие на водороде, обладают следующими уникальными качествами:

  • Высокий уровень КПД и безопасность.

  • Возможность беспроблемной эксплуатации в любых температурных режимах, включая сильную жару и сибирские морозы.

  • Водородные элементы не склонны к саморазрядке. Они держат заряд на заявленном уровне в течение всего срока эксплуатации, работают, пока есть источник топлива, то есть, водород и кислород.

  • Срок службы элементов составляет 10-15 лет, в отличие от обычных аккумуляторов, которые необходимо перезаряжать или выбрасывать через 2-5 лет.

  • Полностью отсутствуют звуки работы двигателя, вибрации, тепловые пятна.

  • Так как в изделиях полностью отсутствуют движущиеся или расходные части, они очень надежны и долговечны. Не требуют ремонтов, замены расходников, смазки или регулярного ТО. Вероятность выхода из строя водородного топливного элемента составляет 0,00001%, что ничтожно мало.

  • Время автономной работы элемента можно корректировать в большую или меньшую сторону, меняя количество или объем водородных резервуаров.

  • Не наносит вред природе, окружающим людям, самому владельцу техники.

  • Выделяющееся в процессе работы батарей тепло можно использовать на обогрев зданий, сооружений, обеспечения климат-контроля в транспортном средстве.

  • Широчайшая область применения. Именно на таких элементах сегодня производят двигатели для БПЛА и космических станций, источники бесперебойного питания для цифровой аппаратуры, портативные, экологичные батареи высокой энергоемкости.

По мнению экспертов Объединенного инжинирингового центра, на сегодня есть только один минус данного типа топливных элементов – высокая стоимость. При изготовлении изделий используются катализаторы из платины, что сказывается на цене конечного продукта. Компании-разработчики ведут поиск альтернативного сырья со сходными характеристиками. Возможно, в скором времени водородные батареи перейдут из высшей ценовой категории в бюджетный, доступный для всех, сектор.

Зарядка водородных топливных элементов с помощью станций

Как и привычному автотранспорту, работающему на бензине, дизельном топливе или газе, водородным машинам требуются свои АЗС. Благодаря современному оборудованию, среднее время заправки составляет 3-5 минут, в зависимости от емкости резервуара. Водородные заправочные станции делятся на три категории.

  • Стационарные. Располагаются возле оживленных автотрасс, населенных пунктов. Заехав на такую станцию, любой автовладелец может приобрести нужное количество водорода. Газ производится непосредственно на месте, или привозится. Как правило, владельцы заключают договора с химическими заводами, которые специализируются на производстве водорода, или вырабатывают его в качестве побочного продукта.

  • Мобильные. Состоят из резервуара, в которой хранится сжатый водород, и станции, вырабатывающей газ. Их можно транспортировать с места на место, устанавливать в закрытых помещениях или на улице (контейнерный тип). Станции предназначены для заправки техники в местах, где нет доступа к водородной инфраструктуре.

  • Домашние. Являются полноценной альтернативой стационарных АЗС и активно используются в тех регионах, где водородные автозаправки отсутствуют или не получили широкого распространения. Компактная станция способна производить от 200 до 1000 кг водорода в год. Этого достаточно для того, чтобы ежедневно заправлять до пяти машин в сутки. Процесс выработки прост: водород получают методом электролиза обычной водопроводной воды. Если установлен двухтарифный счетчик, то включение установки в ночное время позволяет сэкономить на оплате электроэнергии.

Концерн «Хонда» предлагает собственное, альтернативное решение энергетического вопроса: домашнюю станцию, вырабатывающую водород из природного газа. Универсальная установка с избытком обеспечивает электроэнергией и теплом частные дома, коттеджи, а часть водорода остается для заправки водородных автомобилей. Работы в этом направлении ведут также компании «Тойота», «ITM Power Plc» и «General Motors». Российский союз инженеров предлагает обратить внимание на инновационные разработки по получению водорода из воды, природного или нефтяного газа, керосина. Они изящно решают наболевший энергетический вопрос и способствуют распространению экологичных, современных видов транспорта.

Уже существующие автомобили с водородным топливным элементом

Несмотря на неотработанную пока систему заправки автомобилей с водородными топливными элементами, компании-производители уже представили на суд потребителей передовые разработки. Наиболее удачной моделью оказалась машина марки «Toyota Mirai». По мнению специалистов Инжиниринговой Компании «2К», также стоит обратить внимание на водоробуса выпущенный ПАО «КАМАЗ». Который уже совсем скоро совершит свои первые рейсы по Москве. Машина оснащена двумя моторами, с совокупной мощностью 113 кВт. Передние колеса работают за счет батареи топливных водородных элементов. Ее мощность составляет около 92 кВт. А от двигателя с батареей мощностью 21 кВт привод идет на заднюю ось. При разгоне машина подпитывается от батареи, которая подзаряжается при торможении. Чтобы разогнаться до скорости сто километров в час, требуется менее десяти секунд – это очень хороший показатель, по мнению экспертов Объединенного инжинирингового центра.

На данный момент развитой системой заправочных станций для водородных автомобилей могут похвастаться Япония, США и Австралия. Германия обещает через несколько лет довести количество водородных АЗС до 4000. Осваивается массовый выпуск мобильных и домашних зарядных станций. Можно надеяться, что в ближайшее время интерес к экологичным, комфортабельным автомашинам, работающим на водородных топливных элементах, будет стремительно расти.